Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Сиднева Марина Викторовна

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта. 

 Детям  помогает  развивать самостоятельность,  познавательную активность,  установить позитивные межличностные отношения друг с другом.

Родителям дает возможность сделать общение с  детьми познавательно наполненным, интересным, развивающим.

Педагогам дает возможность реализовать инновационные подходы в сфере образования, а также  установить эмоционально – личностный контакт, без которого нет, и не может быть доверительных отношений между детским садом и семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация совместной и самостоятельной  деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности.

Реформирование дошкольного образования предполагает использовать для реализации воспитательных и образовательных задач, новые подходы, находить более доступные пути взаимодействия с семьей. Построить такое взаимодействие можно,  сделав детский сад  «открытой системой» для родителей,  в которой все «прозрачно», в которой все «вместе в детском саду»  и «вместе дома». Таким инструментом взаимодействия для нас стала «проектная деятельность». Она позволяет не только развивать свободную  творческую  личность, но  и  оформить деятельность  ее в виде культурно значимого продукта [1].

Взаимодействие детей, педагогов и родителей,  сочетание всех видов детской  деятельности в одном проекте помогает дошкольникам развивать свою познавательную активность,  установить позитивные межличностные отношения друг с другом.

Родителям дает возможность  прожить вместе с ребенком радостные моменты  его «открытий»,  помогает созданию в семье общих интересов,  дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим.

Педагогам дает возможность реализовать инновационные подходы в сфере образования, а также  установить тот самый эмоционально – личностный контакт, без которого нет, и не может быть доверительных отношений между детским садом и семьей.

Спланировать  и провести организованное обучение (занятие) дело не сложное. Мы все этому неплохо научились. У всех вызывает серьезное затруднение организация совместной и самостоятельной деятельности. Как сделать самостоятельную деятельность целенаправленной, как сделать совместную деятельность психологическим инструментом, позволяющим ребенку осуществлять движение в пространстве культуры и выходить за его пределы, создавая творческий продукт  [1], как сделать родителей партнерами  по деятельности, а детский сад домом, в который хочется приходить снова и снова. В результате поисков мы нашли, как нам, кажется, очень удобный вариант совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей. Дети в таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Педагоги успешно внедряют новые подходы в образовании,  а родители могут участвовать в жизни детского сада тогда, когда у них есть желание и возможность  войти  в нашу «открытую систему».

 

Совместная и самостоятельная деятельность детей родителей и педагогов   в подготовительной группе в рамках проекта « Космос».

                                                                       Воспитатель: Сиднева М.В.

                                                                                               

1. Игра «Круг».

 Дети  поочередно сжимают друг другу руки, стоя в кругу, взявшись за руки. В конце игры воспитатель спрашивает: « Приятно было почувствовать тепло друг друга?

Дети: Очень!

Воспитатель:  А теперь посмотрите друг на друга.  Когда все улыбаются, значит у всех хорошее настроение, и мы можем начинать.

Цель: создание условий для привлечение внимания к собственным мышечным ощущениям, своевременное реагирование на полученный сигнал, принятия и доброжелательного отношения друг к другу, переключение внимания самостоятельную и  совместную деятельность.

2. Игра «Загадки»

Воспитатель: Кто знает ребята, какой сегодня праздник?

Дети: День космонавтики.

Воспитатель: Конечно! 12 апреля 1961 года в космос полетел первый космонавт, и звали его…

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Полетел он на космическом корабле…

Дети: Восток. Он облетел вокруг земли и вернулся на космодром.

Воспитатель: Космонавту приходится решать трудные вопросы в полете,

проводить эксперименты, а для этого каким он должен быть?

Дети: Умным, сообразительным.

Воспитатель: Хотите тоже потренировать свою сообразительность?

Дети: Да!

Воспитатель:  Тогда попробуем отгадать загадки:

         В космосе сквозь толщу лет
        Ледяной летит объект.
        Хвост его – полоска света,
        А зовут объект…(комета).

Чтобы глаз вооружить.

И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …(луна)
                                               

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)

Цель: создание условий для развития смекалки, сообразительности, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, обогащение словаря.

3. Презентация центров.

Воспитатель: Ну что ж, свою смекалку мы потренировали, а  теперь нам

предстоит неблизкий путь.  Сегодня мы с вами продолжаем двигаться по проекту «Космос». Послушайте, какие интересные дела ждут нас в    центрах. Затем выберете для себя  то, чем вам  захочется заняться,  а  потом всем покажете, что получилось.

Центр физкультуры.

Воспитатель: Здесь у нас сегодня космическая разминка. Чтобы отправиться в космос, какое здоровье должен иметь космонавт?

Дети: Хорошее здоровье, иметь сильные,  крепкие мышцы,  быть ловким, метким.

Воспитатель: Что для этого необходимо делать?

Дети: Тренироваться, делать физкультуру.

Детям предлагаются карточки для самостоятельных упражнений в спортивном уголке

Цель: создание условий для самостоятельного развития  и совершенствования своих двигательные навыки, выполнять упражнения осознанно.

Центр творчества.

 Воспитатель: Здесь у нас сегодня много интересного.  Можно сделать космических жителей, можно нарисовать и вырезать, можно коллективно сделать карту космоса, используя технику «оригами», и аппликации. А потом всем вместе рассказать и показать свою работу, что у вас получилось.

Цель: создание условий для  развития творческих способностей, умения комбинировать в работе разные материалы, работать коллективно.

Центр математики.

Воспитатель: Это очень важный центр. Сюда обычно идут капитаны космического корабля. Потому что нужно все правильно сосчитать, начертить путь к звездам и планетам и повести за собой команду.

Цель: создание условий для  развития  вычислительных способностей, координации руки и глаза,  личностных качеств – чувство ответственности за других.

Центр познания.

Воспитатель: В этом центре вы сегодня закончите работу по изготовлению планет, раскрасите их, напишите название, чтобы другим людям было легко узнать планеты, расскажете, что вы о них знаете.

Цель: создание условий для  развития  познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, доказательной  речи,  мелкой моторики, кругозора.

Центр кулинарии.

 Воспитатель: Космонавтам в космосе без питания будет выжить невозможно, поэтому в центр кулинарии, сегодня идет тот, кто любит работать с тестом и заботиться о других людях. Здесь можно будет сделать космическое печенье, которое мы  потом возьмем в полет.

Цель: создание условий для  закрепления навыков работы с тестом: месить, раскатывать, вырезать  нужные формы.

Центр строительства.

Воспитатель: В центре строительства тоже  сегодня очень ответственная работа. На чем космонавты летают  в космос? (На ракете).  Ракету нужно строить точно  по схеме,  которую нам дали конструкторы.

Цель: создание условий для  развития конструктивных способностей, произвольности, умения работать по схеме, воспитывать личностные качества - желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность,  презентовать продукт своей деятельности.

Центр песка и воды.

Воспитатель: В этом центре можно сделать космические «секретики» и загадать  их друзьям-космонавтам.

Цель: создание условий для  развития  речевого творчества, умения придумывать и составлять описательные рассказы о предметах, имеющих отношение к проекту.

Центр экспериментов.

Воспитатель: Это важный центр. Космонавты проводят в космосе много экспериментов, чтобы понять, как устроены разные предметы и явления. Мы сегодня тоже проведем эксперимент « Почему на Меркурии жарче, чем на Плутоне?» Ответ на этот вопрос дано хотел получить Данила. Надеемся, что он этот ответ сегодня и получит, проведя эксперимент.

Цель: создание условий для  развития   умения самостоятельно находить ответ на свой вопрос.

Центр книги. 

Воспитатель: В центре книги, кто захочет, сможет сделать сегодня

« Космический справочник». Это справочник, в  который мы можем найти неизвестные космические слова – термины, если встретим что-то неизвестное нам в полете.

Цель: создание условий для  развития   умения изготавливать книжки – малютки по схеме, работа по образцу - писать слова печатными буквами, правильно пользоваться стиплером.

Центр настольных игр. 

Воспитатель: Здесь у нас игра «Космический бой». Чтобы в нее поиграть, надо знать правила, ходить по очереди, чтобы стать терпеливым и не нарушать правила. Эти качества необходимы для космонавтов.

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков: договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других.

Дети выбирают деятельность, которая соответствует их интересам, потребностям, настроению, состоянию здоровья (т.к. есть в группе дети с ОВЗ). Педагоги и родители включаются в ту деятельность, в которой ребенок может испытывать затруднения.  

Презентация продуктов   деятельности.

Цель: создание условий для развития умения презентовать продукт своей деятельности, подвести к осознанию того, что только сотрудничество помогает нам достижению

общей цели.

 Воспитатель: После нашей космической подготовки мы многому, научились самостоятельно. Теперь можно  отправиться в космическое путешествие.

Просмотр фильма «Астрономия».

Цель: создание условий для закрепления представлений, полученных в результате самостоятельной и совместной деятельности, развитие воображения «мы, как будто  отправились в полет», развитие игровых замыслов для будущих творческих игр, формирование общих духовных интересов детей и родителей.

                                                    Литература:

1. Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12. 2020 г. № 61573 г. Москва « Об утверждении   СанПиН 2.4.3648-20 сан-эпид требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей в рамках проектной деятельности

Тема проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через развитие представлений о целостности картины окружающего мира" (тема в рамках проекта: "Космос")...

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...

Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

Конспект ООД «Как помириться?» (По сказке «Лиса и журавль») для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)

Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитее. Речевое развитее. Познавательное развитие....

Конспект ООД по познавательному развитию «О любви и доброте в семье» для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)

Цель: Формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Задачи:Обучающие:Познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром.Расширять пред...

Взаимосвязь с родителями в рамках проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Читают ли современным детям разные сказки, истории, рассказы? К сожалению, большинство родителей не читают детям сказки, более того, вообще мало разговаривают со своими детьми. Родители практически ве...