Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
консультация (младшая группа) на тему

Ванюхина Ирина Владимировна

Как вашему любимому человечку помочь безболезненно адаптироваться к детскому саду?....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_rebyonka_v_detskom_sadu.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа адаптации ребёнка в детском саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского».

Поступив в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. Из привычного мира семьи он попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыш с первых дней посещения плачет, тяжело переживает разлуку с мамой. Ребёнок в период адаптации — живая модель стрессового состояния, и, возможно, даже в первые дни посещения детского сада он может заболеть. Поэтому в этой ситуации очень важно создать условия для обеспечения ребёнку эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков.

В нашем саду в помощь детям для успешного  преодоления стресса при поступлении в ДОУ и безболезненной адаптации к условиям детского сада  разработаны и реализуются:

  • дневники наблюдения и критерии адаптации детей к ДОУ, в которых отслеживаются и оцениваются факторы поведенческой адаптации (аппетит, послеполуденный сон, коммуникабельность, эмоциональное состояние), помогающие «измерить» успешность адаптации и её продолжительность;
  • снятие психоэмоционального напряжения у детей;
  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снижение детской импульсивности и тревоги;
  • совершенствование коммуникативных, игровых и двигательных навыков малышей.

Занятия с детьми длительностью 10-20 минут проводит психолог 2 раза в неделю в течение первых 2 – 3 месяцев, а в дальнейшем в зависимости от протекания периода адаптации (по оценкам дневников наблюдения за адаптацией детей к ДОУ), пополнения группы вновь поступившими детьми и т.п.

В цикле данных занятий широко используются разнообразные игры с речевым сопровождением – хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками, настраиваются на совместную групповую работу.

Основная часть занятия определяется тематикой и включает в себя игры и упражнения, которые дают детям интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями, рисованием. Главная задача заключительной части – снятие эмоционального напряжения и возбуждения.

Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Каждое занятие повторяется 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Особой популярностью у детей пользуется ладошковая и пальчиковая живопись.

Воспитатель принимает активное участие в занятиях. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и упражнения и использует их в своей работе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТИ КОТОРЫХ СОБИРАЮТСЯ В ДЕТСКИЙ САД.

  • Прежде всего, Вы сами должны быть готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте — любое Ваше внутреннее состояние сразу передаётся ребёнку. В Ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.
  • Наложите вето на домашнее обсуждение садовских проблем в присутствии ребёнка. Вам кажется, что малыш, с грохотом таскающий по коридору машинку, ничего не слышит? Будьте уверены: не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовиться что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны вестись в отсутствии ребёнка.
  • Не пугайте ребёнка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад на увлекательную экскурсию. Познакомьте его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных занятий, покажите игровую площадку. Такие мимолётные впечатления необходимы ребёнку — это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнёт постепенно привыкать к нему.
  • Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд малыша. Лучше всего быть в этой ситуации честным. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существуют (слушаться воспитателя, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей).
  • Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать).
  • Не обещайте ребёнку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера у окна в ожидании прихода родителей.
  • Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.
  • Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Продумайте всё до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи должны быть максимально просты и удобны (без замысловатых застёжек и тугих пуговиц). Дайте с собой любимую игрушку — с ней ребёнок почувствует себя спокойнее.
  • Сначала оставляйте «новобранца» в саду 1-2 часа, обязательно забирая его домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
  • А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребёнка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после Вашего ухода малыш спокойно включается в игру — детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
  • Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет Вам рукой из окна или пошлёт воздушный поцелуй. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребёнка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нём, даже в разлуке!
  • Теперь Вы проводите с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое — нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребёнок должен чувствовать всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"

Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской областиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениед/с №10 «Кроха»606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкал...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...