Готовность к школе
материал на тему

Чернышева Ирина Максимовна

Для того чтобы ребёнок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.

Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включён ребёнок в семье и других социальных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Для того чтобы ребёнок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой. Нельзя рассматривать эти качества изолированно от «жизненного мира» ребёнка, от среды конкретной школы, от уклада жизни в семье. Поэтому современное определение понятия «готовность к школе» учитывает все эти факторы и определяет «готовность к школе» как набор «компетентностей».

К сожалению, понятие «компетентность», его смысл, зачастую ясно не раскрывается. Однако это понятие имеет ключевое значение в современном образовании и, в частности, в определении готовности к школе.

Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребёнка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включён ребёнок в семье и других социальных группах. Она развивается не путём специальных знаний, а непрямым образом – через «участие в жизни».

Определение готовности к школе

Готовность к школе – это совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентностей) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвлённую сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребёнка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

БАЗИСНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Эмоциональная готовность к школе:

  • Способность выдерживать нагрузки;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Не бояться новых ситуаций;
  • Уверенность в себе и своих силах

Социальная готовность к школе:

  • Умение слушать;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации

Моторная готовность к школе:

  • Координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев и рук;
  • Способность проявлять собственную инициативу и активность;
  • Воспринимать равновесие, тактильные ощущения;
  • Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

Когнитивная готовность к школе:

  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Любознательность и интерес к учению;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности

Собирая ребёнка в школу, имейте в виду…

Экипировка будущего первоклассника должна соответствовать не только эстетическим и прагматическим, но и определённым гигиеническим параметрам.

  1. Использование ранцев для переноски книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т.п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки.
  2. Для будущих первоклассников лучше приобретать ранцы весом не тяжелее 500г.
  3. Материал, из которого сделан верх ранца, должен быть лёгким, прочным, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, морозоустойчивым, удобным для очистки, ярким по цвету. Соответствие приобретаемого ранца этим требованиям обеспечивает его «жизнеспособность» и длительность использования.
  4. Требования к цвету связаны не только и не столько с эстетикой, сколько с рекомендациями сотрудников ГИБДД. Яркий ранец сигналит окружающим, что к его владельцу нужно быть внимательным, особенно – если он переходит дорогу. По этой же причине стражи дорожного движения рекомендуют родителям одевать детей в яркую одежду.
  5. Размеры ранца для учащихся первых классов должны составлять примерно 300-360мм в длину, иметь высоту передней стенки 220-26-мм, ширину 60-100мм.
  6. Длина плечевых ремней должна быть приблизительно 60-70см. Они должны быть прочно закреплены посередине верхнего края задней стенки или в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребёнка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание порчи одежды и травм.
  7. Общий вес содержимого портфеля не должен превышать 2 кг.

Гигиенические требования к школьным портфелям разработаны Роспотребнадзором. По материалам сайта regnum.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....