Главные вкладки

    Консультация для родителей ;"Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"
    методическая разработка по логопедии

     

    МБДОУ № 207 Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону.
    Подготовила: Утемишева Г.К.. – логопед высшей квалификационной категории.


    В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

    Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

    Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

    Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

    Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.


    Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

    Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

    Пассивная гимнастика для пальцев рук.

    — Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

    — При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

    — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

    — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

    — Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

    — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

    — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

    — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Занятия логоритмикой573.42 КБ
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_18.docx25.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пальчиковые игры на занятии



    Предварительный просмотр:

                 ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    учителя – логопеда  Утемишевой Галины Касимовны

    на 2018-2019 уч.год

    Тема:              «Развитие речедвигательной координации

    детей дошкольного возраста»

    Задачи:

    • изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу  различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
    • разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 
    • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
    • апробировать данную модель на практике

    Предполагаемый результат:

    разработка методических рекомендаций, дальнейшее развитие двигательной активности детей, совершенствование артикуляционного уклада.

    Форма самообразования: индивидуальная.

    Источники самообразования:

    Интернет ресурс, методическая литература, журналы, семинары, конференции, логопедические вебинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

    Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

    Актуальность.

    Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

    Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

    Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

    Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в  онтогенезе . Речедвигательная  сфера формируется в направлениях:

    - от общей моторики  к  мелкой, позже артикуляционной;

    - от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

    - от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

    - от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

    Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

    - учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

    - формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

    - учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

    Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

    - способность к точному анализу движений;

    - деятельность анализаторов;

    - сложность двигательного анализатора;

    - уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

    - возраст;

    - общий уровень подготовленности ребёнка.

    В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

    - применение и быстрая смена различных исходных положений;

    - изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

    - смена способов выполнения упражнений;

    - использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

    - выполнение согласованных действий несколькими участниками;

    - использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

    - упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

    Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

    - выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

    - самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев с применением ложек;

    - выполнение кинезиологических упражнений;

    - су-джок терапия;

    - артикуляционная гимнастика;

    - дыхательная гимнастика;

    - пальчиковая гимнастика;

    - игры с прищепками;

    - упражнения с различными предметами;

    - проведение малоподвижных и подвижных игр.

    Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми.

    Раздел плана

    Сроки

    Формы работы

    Работа с детьми

    2018-2019г.г

    пальчиковая гимнастика

    ежедневно

    кинезиологические упражнения

    упражнения на координацию

    су-джок терапия

    подвижные игры

    дыхательная гимнастика

    игры с прищепками

    самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

    шечек и фаланг пальцев, использование ложек

    упражнения с различными предметами

    артикуляционная гимнастика

    Работа с родителями

    Октябрь

    2018г.

    Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой

    речи».

    Ноябрь    2018 г.

    Практикум для детей и родителей

    «Играем пальчиками и развиваем речь»

    Ноябрь

    2018г.

    Совместное подгрупповое занятие детей и родителей  с использованием кинезиологических упражнений

    Январь

    2019г.

    Совместное занятие детей и родителей

    «Мяч и речь»

    Февраль

    2019г.

    Консультация на тему: «Леворукость у детей»

    Март

    2019г.

    Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи  детей»

    апрель

    2019г.

    Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких

    движений рук».

    Апрель

    2019г.

    Практикум для детей и родителей

    «Развитие речевого дыхания с исполь-

    зованием игровых упражнений»

    Работа с педагогическими

    работниками ДОУ

    сентябрь

    2018г.

    Презентация игровой технологии

    для развития мелкой моторики у

    детей: «Пальчиковые дорожки».

    Октябрь

    2018г.

    Консультация на тему «Как заниматься с детьми дома »

    Ноябрь

    2019г.

    Семинар-практикум: «Игры с мячом в

    логопедической коррекции»

    декабрь

    2019г.

    Консультация с музруководителем на тему «В чём заключается влияние движений пальцев на

    развитие речи»

    январь

    2019г.

    Презентация опыта на тему:

    «Нетрадиционные методы терапии в ло-

    гопедической работе»

    Февраль

    2019г.

    Пальчиковый игротренинг

    « Массаж ложками»

    Март

    2019г.

    Мастер-класс

    «Су-джок  терапия в логопедической работе»

    Апрель

    2019г.

    Презентация на тему:

    « Артикуляционные упражнения»

    Май

    2019г.

    Семинар-практикум: «Игры с  предмета-

    ми при подготовке детей с нарушениями

    речи к обучению грамоте»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?".

    "Представление, что при любом двигательном тре-нинге... упражняются не руки, а мозг, вначале каза-лось парадоксальным, и лишь с трудом прониклов сознание педагогов."          ...

    Консультация для родителей " Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

    в этой консультации можно найти полезную инормацию о том, для чего нужна гимнастика для пальцев...

    Консультация для родителей :"Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

    Консультация позволит дать понять родителям, для чего нужно заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. что при этом развивается у ребенка ,какие функции.Так же предложено несколько пролстых комплекс...

    Консультация для родителей Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

    Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев р...

    консультация для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

    Данный материал поможет понять важность использования пальчиковой гимнастики для развития ребенка....

    Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"

    Рассказано о том, для чего нужны пальчиковые игры и какая польза от них....