Консультация для родителей Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
консультация на тему

Булатова Равиля Рустамовна

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

 Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Подготовила воспитатель Булатова Р.Р.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

 Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

 

Дети в возрасте до 2-х лет:

-Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, поглаживание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

 

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики,  коготки, колечко, клювик)

«Кошка показывает коготки»

 

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

 

(Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы развести в стороны, согнув кончики пальцев.)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

 

Дети  в возрасте 2 - 3 лет:

-Выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

"Капустка"

 

Мы капусту рубим-рубим,

 

Мы морковку трем-трем,

 

Мы капусту солим-солим,

 

Мы капусту жмем-жмем.

 

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

-Делают простые фигуры из пальчиков одной руки.

"Зайка"

 

Зайка серенький сидит,      

 

Он ушами шевелит.                          

 

Вот так, вот так.                                

 

Он ушами шевелит.         

                 

 

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

-Показывают фигурку при помощи двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Зайка книгу нашёл»

 

Зайка книгу нашел,

 

И открыл, и прочел,

 

А закрыл, все забыл.

 

И снова открыл,

 

И все повторил,

 

А закрыл, опять забыл.

 

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

 

Дети 3 – 4 лет:

-Играют в игры, показывают короткие сценки с участием двух рук, при этом у каждой руки может быть свое движение.

«Козочка»

 

Вижу у козочки острые рожки.

 

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

 

Я убегу от неё по дорожке.   

 

(Указательный и средний палец другой руки «бегут» по столу.)

Каждую фигуру учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе. Затем дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.

-Используют игры со сгибанием и разгибанием пальцев рук.

«Семья»

 

Этот пальчик - дедушка,

 

Этот пальчик - бабушка,

 

Этот пальчик - папочка,

 

Этот пальчик - мамочка.

 

Этот пальчик - это Я.

 

Вот и вся моя семья.

 

(На слова последней строчки выпрямить все пальцы.)

 

Дети  с 4 до 5 лет:

-Показывают небольшие сказки и рассказы с участием двух рук.

Рассказ.

 

Кот Васька увидел на дереве гнездо (изобразить кота: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх).

 

В гнезде жили птенчики (изобразить гнездо с птенчиками: все пальцы правой руки обхватить левой ладонью; шевелить пальцами правой руки – это «птенцы»).

 

Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (изобразить дерево: пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки.)

 

Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку: большой и указательный пальцы соединить в «клюв», другие пальцы прижаты к ладони; открывать и закрывать «клюв»). 

 

Кот испугался и убежал (изобразить кота).

-Играют в игры с совмещением пальцев обеих рук

«Дружные ребята»

 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

 

(пальцы рук соединяются в "замок")

 

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

 

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

 

Начинай считать опять.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Мы закончили считать

 

(руки вниз, встряхнуть кистями)

-Изображают в играх разные фигурки обеими руками одновременно.

"Зайчик и кочан капусты"

 

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

 

(кончики пальцев руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

 

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

 

("шагают" указательным и средним пальцами одной руки по столу; показывают кулак другой рукой)

 

Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.

 

("заяц" грызет «кочан»)

 

Съел, уснул… Проснулся – сладко потянулся!

 

(с усилием растопырить все пальцы)

 

Дети  5 - 7 лет:

-Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

«Ёлочка»

 

Перед нами ёлочка:

 

Шишечки,

 

(показать кулачки)

 

Иголочки,

 

(вытянуть указательные пальцы вверх)

 

Шарики-фонарики,

 

(пальцы рук расставлены так, словно держат шары; вращать кистями рук)

 

Зайчики

 

(указательные и средние пальцы рук изображают «ушки»)

 

И свечки,

 

(соединить ладони рук)

 

Звёзды,

 

(растопырить пальцы рук)

 

Человечки.

 

(указательные и средние пальцы рук изображают «ножки»)

-Совмещают пальцы одной руки поочередно. Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

«Здравствуй!»

 

Я здороваюсь везде:

 

(большой палец правой руки поочерёдно в ритм стихотворения касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца)

 

Дома и на улице.

 

(повторить)

 

Даже «Здравствуй!» говорю

 

(повторить на левой руке)

 

Я соседской курице!

 

(повторить)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?".

"Представление, что при любом двигательном тре-нинге... упражняются не руки, а мозг, вначале каза-лось парадоксальным, и лишь с трудом прониклов сознание педагогов."          ...

Консультация для родителей ;"Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

МБДОУ № 207 Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону.Подготовила: Утемишева Г.К.. – логопед высшей квалификационной категории.В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?Все дви...

Консультация для родителей " Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

в этой консультации можно найти полезную инормацию о том, для чего нужна гимнастика для пальцев...

Консультация для родителей :"Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Консультация позволит дать понять родителям, для чего нужно заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. что при этом развивается у ребенка ,какие функции.Так же предложено несколько пролстых комплекс...

консультация для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

Данный материал поможет понять важность использования пальчиковой гимнастики для развития ребенка....

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр.

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста....