С чего начинается Личность?
статья на тему

Гарибова Надежда Пантелеевна

Размышления о детско-родительских отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilyusha.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

С чего начинается Личность.

Детский сад. Вечер. Работаю с документацией. Слегка приоткрытая в кабинет дверь  распахивается, в валенках, шубе и шапке на пороге возникает мой старый знакомый Илья. Обворожительно улыбается, напрочь игнорируя "р",  говорит «привет»,  проходит к столу, за которым я сижу, влезает на большой стул, стоящий рядом, деловито усаживается, просит конфету, получает крошечную изюминку в сахарной глазури, неторопливо съедает и, болтая висящими в воздухе ногами, с независимым видом оглядывается по сторонам. Движимая желанием завязать беседу, приветливо говорю: «Ну, расскажи что-нибудь, Илюша». В очередной раз очаровательно улыбнувшись, Илюша опускает красивые ресницы, выдерживает небольшую паузу и сообщает кратко:

- Я стесняюсь.

Илюше три года. Недавно он горько оплакал неизбежное расставание с мамой, пережив адаптацию, и я для него пока просто Надя, в пору безутешных адаптационных слез неизвестно откуда появляющаяся с прыгающими, сверкающими, пищащими игрушками и сама праздничная, улыбающаяся, не раз приводившая его в этот кабинет "в гости" чтобы хоть немного развлечь. Поэтому первая часть не первого уже визита мне вполне понятна: человек на минутку (пока мама задержалась с педагогом) зашел к хорошему знакомому, где можно просто быть собой. Но откуда появилось это контрастное "я стесняюсь"? Что изменилось в тебе, Илюша, со времени нашей последней встречи? Вглядываюсь в бархатные глаза ребенка, пытаясь определить в его поведении соотношение лукавства и того, что принято называть детской непосредственностью. Но Илюша уже проворно сползает со стула и устремившись на голос зовущей из коридора мамы, бросает на ходу: "Пока. Я потом опять приду".  Я еще долго буду улыбаться, а вечером с любопытством студента - второкурсника листать знакомые книжки, чтобы прояснить для себя то, что, казалось бы, давно знаю: что именно в структуре личности появляется у человека до трех лет? И как это что-то формируется? И почему именно это? И появляется ли вообще?

Существует два полярных взгляда на проблему личности ребенка.

- Ребенок - это личность, - пафосно восклицают одни и, пребывая в гордости за свою просвещенность, отказываются понимать ситуацию, в которой перемазанная слезами и соплями личность,  вдруг валится на пол в магазине, громко требуя купить игрушку.

- Какая еще личность! О чем вы? - говорят другие и бесцеремонно таскают ребенка за воротник все дошкольное детство и немного в школе. В подростковом возрасте, когда это становится не под силу, развертывают полномасштабные окопные войны или отдельные боевые действия, в которых редко побеждают, но, наконец, делают для себя открытие: а он, оказывается, тоже личность! Так когда же он ею стал?

Ничто в этом мире не появляется ниоткуда и вдруг, все произрастает из чего-то и постепенно. "...Личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза",- это уже умные книжки. Здесь все очень сложно, но если говорить простым языком, то выглядит примерно так.

Уже к концу первого года жизни у человека формируется первое интегративное личностное образование - АКТИВНОСТЬ. Или не формируется. От кого (чего) зависит сформируется ли? От мамы. Начинается формирование вскоре после рождения, точнее с конца первого месяца жизни ребенка через обмен положительными эмоциями между мамой и младенцем. Пока еще он  не отличает ее от других людей, но она то его отличает! Поэтому не просто любит, а выражает эту любовь всеми возможными способами: говорит, поет, целует, несчетное количество раз прикасаясь к младенцу телом, взглядом, голосом. Так она налаживает первые аффективно-личностные связи с младенцем, провоцируя его на ответные активные действия, и он начинает отвечать. Помните, первый пойманный взгляд малыша, первую адресную улыбку, а чуть позже целый фонтан эмоционально-двигательных реакций, называемых комплексом оживления? И это она - мама - дает ему в руки первую игрушку и показывает, как ей играть.  С трех месяцев ребенок начинает различать знакомых и незнакомых людей и выражать к ним свое отношение. "Опыт совместной деятельности приводит к появлению стойкого расположения к людям, охотно играющим с ребенком, избирательного отношения к некоторым родным и знакомым при параллельном развитии отрицательно окрашенного отношения к незнакомым". Обратите внимание, уже с трех месяцев ребенок начинает выделять тех, кто с ним играет и любить их больше. "В соответствии с тем, как складываются отношения с взрослыми - насыщены или не насыщены они положительными эмоциями, - формируется и отношение к себе - бодрое, радостное самоощущение или вялое, апатичное; и отношение к предметному миру - любознательное, оживленное или безразличное, пассивное".  Этот вывод основан на множестве фактов, проверенных экспериментальным путем, в частности, экспериментах с зеркалом.  Психологи установили, что уже с трех месяцев младенцы, с которыми активно общаются мамы (варианты общения смотрите выше) с любопытством воспринимают свое отражение в зеркале, разглядывают, тянутся потрогать, улыбаются, пытаются как-то взаимодействовать. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, и лишенные счастья общения с мамой или другими близкими людьми, не проявляют интереса к своему образу в зеркале, а при попытках экспериментатора вызвать интерес, начинают тревожиться, плакать. Вывод, который делают психологи: "Отношение ребенка к себе является проекцией отношения к нему взрослых: чем больше нежности и заботы адресуется малышу, тем выше уровень его эмоционального самоощущения". И тем в большей степени выражено у него стремление быть активным, автономным и независимым.

К концу первого года жизни завершается период младенчества, после чего ребенок вступает в новый возрастной этап - раннее детство. Какие изменения происходят в личностном развитии с года до трех лет? В центре жизни ребенка по-прежнему остается близкий взрослый, но отношение к нему меняется, он начинает выступать  для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец для построения своих действий с предметами, другими людьми, со всем многообразным и малопонятным миром. Огромные сдвиги происходят в личностной сфере. Психологи считают, что к трем годам ребенок обнаруживает, что он не является частью взрослого, что  он такой же, как все, а значит, может делать все, как взрослый.. Поэтому начинает бунтовать, упрямиться, игнорировать взрослых и одновременно сверхчувствительно реагировать на любую оценку близкого взрослого и ждать одобрения и восхищения собой и своими успехами. "В этот период ребенок открывает, что мерой его "я" являются его достижения. Поэтому каждый достигнутый результат становится для него и утверждением своего "я", рождающим у малыша чувство гордости и СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА".  Это второе интегративное личностное новообразование раннего возраста. В дальнейшем, через много лет, в другой жизни, где он будет уже не ребенок, это личностное образование  обеспечит человеку "продуктивность человеческой личности, ее стремление найти и выразить себя в деле и через его посредство". А пока все предельно просто: сходил на горшок - молодец; показал в книжке петушка - умница; застегнул пуговицу - большой; принес чашку - помощник; ударился и не заплакал - мужик; собрал пирамидку - посмотрите все!  И при этом нужно внимательно относится к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с вами; находить в себе силы уважать ребенка, несмотря ни на что; не позволять себе жестоких слов и действий; говорить слова любви и признания; помогать ему быть счастливым от его собственных достижений в деятельности и в общении с людьми. Реально ли это в каждодневной рутине, в череде одинаковых дней, приносящих не только радость, но и заботы, усталость, разочарования? Наверное, не всегда, но реально. И у Илюшиной мамы это получается. А вы не пробовали?

С вами и для вас на протяжении нескольких вечеров читала хрестоматию "Психология личности в трудах отечественных и зарубежных психологов" (С-П., 2000) педагог-психолог МДОУ «Садко» Гарибова Н.П. mamik86@yandex.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...