Главные вкладки

    Консультация на тему:
    виды и круг домашнего чтения

    Коростелева Оксана Александровна

         Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. «Детское чтение» - это не просто чтение. Среди «детского чтения» можно выделить следующие виды чтения: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество. На этих разновидностях остановимся немного подробнее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_i_krug_domashnego_chteniya.docx18.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виды и круг домашнего чтения.

         Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. «Детское чтение» - это не просто чтение. Среди «детского чтения» можно выделить следующие виды чтения: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество. На этих разновидностях остановимся немного подробнее.

    Опосредованное чтение.

    Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть, как правило, взрослому: родителю или воспитателю, в частности, в нашем случае родителю. Ребенок выступает в роли слушателя.

    Это дает возможность взрослому:

    - контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;

    - ярко и выразительно подавать материал;

    - следить за реакцией детской аудитории.

    Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Текст требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт некоторых родителей, буквально через страницу начинает одолевать сон, или, как минимум, зевота (ну, конечно, книжка-то детская), и бороться с ней практически невозможно. Правда, случается это преимущественно тогда, когда просьба ребенка «что-нибудь почитать» воспринимается как еще одна назойливая и скучная обязанность. Значит, можно с уверенностью сказать: для того, чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца.

    Кроме настроя на чтение, трудность при опосредованном контакте ребенка с книгой могут вызвать следующие моменты.

    Во-первых, если аудитория маленьких слушателей состоит из двух детей, неизбежно возникает проблема несоответствия выбора чтения интересам всех присутствующих. В этом случае, чтобы не ущемлять интересы детей, необходимо найти компромисс. Лучше всего, если можно предложить для чтения свой вариант произведения, снабдив его предварительно интригующей рекомендацией.

    Во-вторых, взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.

    В-третьих, не нужно забывать, что чтение – это общение, разговор (причем напоминать об этом необходимо только взрослым, для детей это и так непреложная истина). В таком случае как себя чувствует человек, когда с ним не хотят разговаривать? Правильно, «брошенным» и никому не нужным.

    Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность (опять же не материальную). Творится внутренний мир читающего, изменяются миры: реальный и созданный писателем, оттачивается читательский вкус, гармонично развивается речь устная и письменная (это далеко не все результаты чтения как творчества). Недостаток у всего сказанного один: все это применимо лишь к читателю непосредственному и самостоятельному.

    Разве это справедливо? Нет. Тогда почему бы не превратить чтение из простого творчества в сотворчество? Бывают же соавторы у книг: пусть они появятся и у чтения.

    Чтение – сотворчество

    Чтение как сотворчество – это не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением ребенка. В нем на равных участвуют и родители, и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть ненадолго) и ролью литературного критика. Да-да, учить отличать положительные и отрицательные стороны произведений и героев необходимо как можно раньше. Разумеется, никто не ждет от дошкольника подробного анализа текста или литературоведческого исследования, но высказанная вслух симпатия к герою, возникшая спонтанно, поможет малышу самому осознать, почему нравится один и не нравится другой.

         Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира книги дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет           исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.

         Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст (лучше стихотворный) нужно закончить словом, подходящим по смыслу (в рифму это сделать легче). Такое полезное развлечение не только увеличивает словарный запас, но и развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.

         Можно предложить и такой вариант: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое-либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в кропотливый и довольно сложный для ребенка процесс слушания чтения вводится элемент игры, то этот процесс становится интересным. Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника – игровой, родители смело могут этим воспользоваться, то есть попробовать обыграть в том или ином варианте чтение любимого детского произведения.

         Следующим интересным моментом может быть чтение «по ролям» (если ребенок уже умеет читать, что бывает, как правило, уже к 5-6 годам). Замечательно подходят для ролевого чтения небольшие рассказы, которые не успеют утомить ребенка. При таком чтении ребенок следит за замыслом, за словами, учится читать с выражением.

    Самостоятельное чтение.

         Наиболее сложный вид чтения – самостоятельное чтение детей. Как правило, дети к шести годам умеют читать и читают. Важно, чтобы на фоне неудач у ребенка не пропал интерес к обучению чтению.

         Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию (ведь дети читают и слушают не только сказки), натыкается, с одной стороны, на помехи в виде собственной слабой техники чтения, с другой стороны, на необходимость одновременно вникать в смысл читаемого текста.

         Во-вторых, чтение взрослого, как правило, выразительно, эмоционально, что делает содержание еще более захватывающим и несравнимым с маловыразительным чтением по слогам самого ребенка.

         В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. Эта еще одна возможность подтвердить мнение ребенка о партнере по общению как о «все знающем» взрослом, родителе или воспитателе.

         Говоря о чтении, как о творчестве, необходимо отметить, что все виды чтения интересны и хороши по-своему. Каждый вид несет в себе уникальные моменты, которые оставляют свой след в воспитании ребенка как личности, помогают сделать процесс общения с ребенком более продуктивным.                                                 

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский

    Все мы знаем, что приобщение к книге начинается с раннего дошкольного возраста.Начало этому, несомненно, должно быть положено в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое с...

    Домашнее чтение для сердца и разума

    Статья о книге, как благодаря ей происходит становление личности ребёнка. Важную роль в этом играют родители....

    Домашнее чтение для сердца и разума

    Представленный материал предлагается для использованию на консультациях с родителями по указанной теме. Здесь подробно и доступно описано, как укрепить в ребенке зарождающийся интерес к книге, к чтени...

    Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение» Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин.

    Консультация для родителей«Как организовать домашнее чтение»Воспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин....

    Стихи про Новый год, для домашнего чтения и заучивания детям 5-7 лет

    Стихи про Новый год, для домашнего чтения и заучивания детям 5-7 лет...

    Методическая разработка на тему: Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

    Цель общая: Популяризация и выявление положительного опыта семейного чтения. Цель конкретная: Повысить компетентность родителей по вопросу привития у детей желания читать. Приобщить родителей к о...