Родителям на заметку. «Семейное воспитание».
консультация (подготовительная группа) на тему

Шувалова Оксана Александровна

Основоположником отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Тот, кто серьезно относится к труду, скучает без него. Привыкший трудиться легко переходи от одного вида деятельности к другому, везде ищет труд и всегда его находит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_na_zametku.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям на заметку.

«Семейное воспитание».

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Основоположником отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Тот, кто серьезно относится к труду, скучает без него. Привыкший трудиться легко переходи от одного вида деятельности к другому, везде ищет труд и всегда его находит.

        Задачи  трудового воспитания настолько широки и разнообразны, что для их успешного решения необходимо самое тесное  взаимодействие семьи и детского дошкольного учреждения, семь и школы, семьи и общества.

        Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. Впервые пришедший в ясельную группу малыш уже многое умеет: пить самостоятельно из кружечки, есть ложкой, раздеваться, помогать взрослому, который его одевает. И делает это он, как правило, охотно, с удовольствием, претендуя на все большую самостоятельность. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста многие ребята начинают лениться. Главная причина этого явления в том, что естественная беспомощность малыша, который далеко не все может сделать сам, как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, инфантилизм, эгоизм, лень.

        Главная задача семьи в трудовом воспитании – так организовать весь уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие.  Чтобы трудовое воспитание детей в семье протекало успешно, нужно приобщить их к труду через самообслуживание. Сначала труд для себя, потом помощь самым близким. Чем старше ребенок, тем естественнее требовать от него добросовестного отношения к любому необходимому труду. Важно день ото дня расширять круг обязанностей ребенка, наращивая их сложность. Чтобы уберечь ребенка от разочарования, нужно заранее  спокойно и неторопливо объяснить ему, как он должен выполнить ту или иную работу, стараясь в то же время вселить в него уверенность в том, что он сумеет выполнить её хорошо. Распределяя в семье обязанности, лучше всего учитывать индивидуальные особенности и склонности ребенка: старательному и неторопливому лучше поручить дело, требующее именно таких качеств, а быстрому, подвижному подобрать дело, требующее энергии и скорости. Поощрение требует  не только прилежность, проявленная ребенком, но и инициатива, самостоятельность.

        Если нет уверенности в том, что работа ребенку посильна, лучше ему её не поручать: труд должен увенчаться положительным результатом. Нельзя жалеть времени на то, чтобы обучить ребенка приемам выполнения той или иной, с точки зрения взрослого, совершенно простой работы, показать ребенку эстетику труда, которая складывается из целесообразности действий, разумности и технологических операций. Целесообразно поощрять попытки ребенка достичь цели своим путем, даже если он кажется более близким. Убедившись в собственном промахе, ребенок, как правило, возвращается к тому пути, который  ему указали взрослые,  а впредь относится к советам более опытных людей с большим доверием.


Родителям на заметку.

«Семейное воспитание».

ШАЛОСТЬ

Веселая проказа, забава, проделка; разновидность отклоняющегося поведения. Из-за того, что во многих шалостях детей неявен отрицательный смысл, обычное отношение к этим поступкам снисходительное. Внешне шалость – это игра ребенка, слегка или в значительной степени переходящая «границы приличия», игра «на грани». Вспомним шалуна  у А.С. Пушкина: мальчик бегает, «в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив». Кроме того, он ухитрился отморозить пальчик. Как видим, вполне идиллистическая картина. Этим и можно ограничиться, но человек придирчивый и предусмотрительный может представить, как салазки падают, придавливая Жучку, а пальчик если вовремя не пригрозить мальчику в окно, можно и отморозить всерьез. Иными словами, вроде как беспокоиться по поводу шалости ребенка не следует, а в то же время благодушно взирать на них недальновидно. Ибо шалости – это такие забавы, в которых ребенок проявляет свои волю и самостоятельность в активном действии, причем, как правило, азартно, с увлечением. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают отключены. Вот почему некоторые шалости кончаются печально либо перерастают во вредные привычки. Спектр шалости достаточно пестр: от невинных (спрятать игрушку, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных (порча вещей, игра со спичками и другими опасными предметами, недобрые шутки над сверстниками). Первые пробы закурить в детском возрасте – очень часто тоже шалость у многих ребят вкус табачного дыма и вызванное им головокружение навсегда отбивают охоту к курению. Но немало и таких, кто постепенно это естественное отвращение преодолевает. То же самое и с пробой алкогольных напитков. В семьях, где употребляют алкоголь, недопитая бутылка вина может стать поводом и средством шалости, выражающейся в «веселом» подражании взрослым – употреблению спиртного. Нельзя оставлять без внимания шалости детей по отношению к сверстникам и особенно к младшим. Так называемые «розыгрыши». Особенно в подростковом возрасте, отличаются порою ощутимой жестокостью и могут впоследствии перерасти в способность глумиться над человеком. Вместе с тем следует отличать шалость о явных хулиганских поступков. Поистине смешно выглядит монументальный физрук в фильме «Республика ШКИД», который говорит: «Не шали!» - подростку, ударившему его табуреткой по голове. Шалость, даже самая острая и безудержная, от хулиганского поступка отличается тем, что в ней не содержится злого умысла. Но способность к этому умыслу может развиться, если оставлять все шалости без внимания. Лучший способ предотвратить это перерастание – раскрытие детям последствий шалости. В острых случаях разумно прибегнуть к осуждению случившегося. Предупредить его повторение.


Родителям на заметку.

«Семейное воспитание».

ИЗБАЛОВАННЫЕ ДЕТИ

Результат гиперопеки, ослабления требовательности родителей и других старших членов семьи к детям. Избалованные дети отличаются однобокостью развития, выражающейся в капризности, отсутствии трудовых навыков, эгоизме, эгоцентризме, стремлении перекладывать свои дела и обязанности на плечи других. Избалованность развивается очень рано. Почувствовав со стороны взрослых отношения попустительства, ребенок начинает навязывать родителям свою манеру поведения. Редкие и непоследовательные попытки родителей «проявить строгость» встречает истериками. В подростковом возрасте неумение сдерживаться, напрягаться, отвечать за свои поступки выливается в негативистское поведение, грубость, дерзость. Порою избалованность в полной мере проявляется лишь в юношеском возрасте, и это свидетельствует о том, что отрицательные качества у ребенка накапливались исподволь.

А.С. Макаренко не уставал повторять, что семья должна быть социалистическим коллективом, а для этого не только родители, но и дети должны иметь возможность заботиться о ком-то другом, а не только о себе. Сегодня семье мешает быть коллективом её малодетность, наличие в ней одного ребенка.

… Когда у матери осужденного за хулиганство сына спросили, что к этому его привело, она ответила: газ, водопровод и то, что он бы младшим в семье. Женщина хотела сказать, что бытовые удобства лишили сына возможности работать по дому, а роль младшего, баловня, помешала проявить заботу о других. Конечно,  не только в этом крылись причины отклоняющегося поведения сына, но и в этом – тоже.

        Индийская мудрость призывает родителей относится к своим детям, как к чужим. Суть совета в том, чтобы сбросить с глаз пелену слепой, нерассуждающей любви, постараться к ребенку по возможности критически. Тогда меньше будет поводов потакать какой-либо его прихоти и появится возможность вовремя обнаружить отклонения в его нравственном развитии. Но, соблюдая в любви известную меру, следует все-таки помнить, что любовь и ласка вредны только в неумеренных дозах и что проявляемые разумно, они являются прочной основой мира и благополучия в семье, успешного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для родителей по теме «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация для родителей по теме:«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...

СТАТЬЯ Воспитание любви к родителям как основа патриотического воспитания дошкольников

В данной статье автор раскрывает отдельные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания"

Консультация для родителей по вопросам семейного воспитания "Основные правила семейного воспитания" (старшая группа)...