Умеем ли мы воспитывать эстетическое отношение дошкольника к музыке
консультация (средняя группа) по теме

Цакаева Айзант Рамзановна

Умеем ли мы воспитывать эстетическое отношение дошкольника к музыке

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         «Умеем ли мы воспитывать эстетическое отношение дошкольника к музыке»

            ( беседа с воспитателями)

              Музыка имеет познавательное  значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях.

               Педагог поддерживает. Формируют первоначальные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представления, будят фантазию и воображение. Педагог предает музыкальной  деятельности поисковый характер, а поиск толкает ребенка к умственной активности.

                Например: в пении импровизировать на заданный литературный текст. Ребенок ищет певческие интонации, подходящие этому тексту; в движении придумывает, комбинирует знакомые танцевальные движения; в музыкально-игровой драматизации дети изображают картинку из жизни, передавая выразительные характерные движения. Проводят определенную последовательность, договариваясь между собой, распределяют роли.

           Так ребенок мыслит, фантазирует, «планирует». Итак, музыкальное воспитание выполняет многие задачи умственного развития детей. Решаются в очень своеобразной форме.

           Музыкальное воспитание – один из путей нравственно – эстетического, умственного и физического совершенствования.  

           Эстетическое отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействие между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями  музыкального искусства и с различными видами  музыкальной деятельности. Эстетическое отношения выражает личный опыт ребенка, определяет его действия, его переживания связанные с музыкой.

            Значение эстетического отношения к музыке в развитии личности велико. Если у ребенка развито увлеченное и заинтересованное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим и решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки. Задача воспитания эстетического отношения носит общий характер и нуждается в конкретизации. Поэтому важно определить этапы развития эстетического отношения к музыке.

           Первый компонент – способность эмоционального сопереживания в процессе восприятия и исполнения музыки. Л.Н.Толстой говорил, что науки доказывают истину, искусство заряжает ею. Педагог должен не только знать программы, он должен владеть педагогикой, как искусством быть артистом «заражающим» детей, наполняющий их эстетической радостью и прежде всего воздействовать выразительным исполнением музыки.

            Второй компонент – способность активно осваивать опыт музыкальной деятельности, самостоятельно действовать в поисках:

- эмоционально настроенная атмосфера обучения, музыка всегда должна волновать,          

   радовать, вызывать интерес;

 - дать установку – «вслушайся», «вдумайся»;

 - слуховой контроль – «А ты спел правильно?»;

                                       «Поправь ошибку.»;

                                       «Передал ли ты характер музыки в танце?»;

                                       «Передал ли ты характер героя в театрализации»

- ориентировку в самостоятельных действиях – спой без сопровождении, какую ты        

   слышишь песню, исполни знакомый танец.

- творческие поисковые действия детей -  «спой музыкальный ответ, на музыкальный      

  вопрос», «передай в мелодии радость, огорчение», «инсценируй песню».

      В целом при воспитании эстетического отношения детей к музыке применяется  комплекс методов, которые усложняются в зависимости от поставленных задач и возрастных возможностей детей.

             Третий компонент эстетического отношения к музыке систематическое развитие специальных художественных способностей, первых проявлений художественной оценки, вкуса. Целостный подход к воспитанию эстетического отношения не исключает, а наоборот, предполагает развитие специальных музыкальных способностей. К их числу можно отнести следующее:      

- мелодический, ритмический слух, чувство лада;

- выразительность в пении, движения в инсценировании;

- элементу творчества в исполнительской  музыкальной деятельности;  

- оценка качества исполнение произведения другими детьми.

           Если систематически воспитывать эстетическое отношение ребенка к музыке, к искусству, то оно проявится в его заинтересованном подходе к общественным, природным явлениям, к предметному окружению, к эстетике быта. В результате многогранной комплексной воспитательной работы осуществляется нравственно-эстетическое развитие личности ребенка. Процесс обучения построен разнообразием видов деятельности. Кроме традиционной структуры деятельностей есть экспериментальные исследования, которые показали, что существуют и другие структуры видов деятельности, которые активизируют процесс обучения. Это тематические, комплексные, фронтальные и т.д. такие виды деятельности  дают детям возможность выразить один и тот же художественный образ средствами разных видов искусства. Благодаря этому у них развивается умение самостоятельно ориентироваться в поисках новых способов отображения своего эстетического отношения к окружающему.

       Индивидуальный подход обучения не всегда может дать желаемый результат, как коллективная форма обучения. Коллективная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Дети объединены единым стремлением при выполнении заданий. Этот коллектив  (дети) подталкивает  к активности неуверенных детей. А это очень важно чтобы ребенок почувствовал себя еще увереннее в этом коллективе. Современные дети отличаются от детей прошлых лет своей активностью, любознательностью и продвинутостью. И лишь сочетание всех видов деятельности дает воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.

Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....

Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки

Эта консультация предназначена для музыкальных руководителей детского сада. Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способ...

Особенности эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстети...

Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки

В статье раскрываются признаки музыкальности,  особо значимых в эстетическом воспитании дошкольников...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

«Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров....