"Прогулка в осенний лес" - методика работы с использованием Монтессори-материалов.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Олейникова Наталья Енсоновна

Познакомить коллег с методикой работы  включения Монтессори-материалов в образовательный процесс, как современной технологии формирования у детей раннего возраста  дочисловых колличественных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_osenniy_les.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

коррекционной совместной деятельности с детьми по формированию дочисловых

количественных представлений с

использованием Монтессори-материалов в

диагностической группе раннего возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи

«Прогулка в осенний лес»

Из опыта работы

учителя – дефектолог:

Бочтарёвой А.Л.

Олейниковой

Натальи Енсоновны

Цель: учить детей составлять упорядоченный ряд предметов по степени выраженности в них признака длины; учить находить один и много одинаковых предметов, расположенных в определенных участках комнаты.

Задачи:

Образовательные:

1 .Формирование дочисловых количественных представлений

2.Формирование соответствующих представлений об упорядочении множеств.

3.Создание предпосылок для развития представлений о счете и числе

4.Закрепление  навыков у  детей в определении количества предметов (один -много); продолжать учить определять один и много предметов в специально подготовленной обстановке.

5.Формирование способов усвоения общественного опыта: подражания,

действия по образцу.

6.Продолжать формирование представлений о сенсорных эталонах: цвете, величине.

7.Обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множества.

8.Развитие у детей конструктивных навыков - продолжать знакомство с

приемами конструирования из строительного материала.

9.Формирование пространственных представлений.

10. Развитие мелкой моторики.

Коррекционные:

1.Развитие у детей зрительного и слухового восприятия, целенаправленного внимания, слуховой и зрительной памяти.

2.Формирование познавательной направленности на установление

функциональных связей между объектами.

3.Формирование практических ориентировочных действий (проб,

примеривания).

4.Формирование зрительно-двигательной координации.

5.Формирование у детей наглядно-действенного мышления и речи (активизация пассивного и активного словарей).

6.Развитие мелкой и общей моторики.

7.Формирование и развитие игровых навыков.

8. Развитие речи.

Воспитательные:

1.Продолжать формирование положительного интереса к познавательной, игровой, конструктивной видам деятельности.

2.Формирование и дальнейшее развитие коммуникативного поведения:

умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, воспитание

доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмоциональной

отзывчивости

3.Воспитание бережного отношения к игрушкам.

В ходе занятия были использованы современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии:

> Динамические паузы: речь с движением «Осенние листья», «По

ровненькой дорожке»,

Цель — развитие у детей двигательной активности, интереса к деятельности.>        Подвижные игры: «Покажи, как я»

Цель - развитие у детей двигательной      активности, выдержки, внимания, умения согласовывать свои действия с текстом, выполнять правила игры.

>        Технологии музыкального воздействия: музыкальное сопровождение
«Звуки леса»

Цель - развитие у детей интереса к музыкальным фрагментам, развитие слухового восприятия и внимания, развитие эмоциональной отзывчивости.

>        Технологии коррекции поведения.

Цель - развитие у детей умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять общепринятые правила поведения, умения радоваться успеху, воспитание у детей выдержки, доброжелательности, стремления придти на помощь.

Игровые технологии:

>        Проблемно-игровая технология: организация деятельности со
специальным полифункциональным материалом; проблемные и творческие ситуации, математические и логические игры,
использование материалов Монтессори.

Цель — формирование у детей интереса к конструктивной деятельности, развитие конструктивных навыков.

конструктивных материалов; формирование у детей познавательной направленности.

> Технология развивающей игры: развивающие игры по

конструированию.

Цель — развитие у детей внимания, памяти, восприятия, мышления, расширение представлений о сенсорных эталонах.

Оборудование:

^ Демонстрационный материал: картина с изображением времени года

«Осень в лесу»

•^ Игрушечные елочки и деревца •^ Голубая длинная клеенка •^ 2 желтые дощечки: длинная и короткая ^ Мягкие игрушки: зайчик, белочка •^ Мелкие игрушки (петушок, котенок, щенок, уточка) V Фонограмма «Звуки леса» •/ Орешки в корзинке

^ Красные штанги Монтессори (30, 20,10см) по числу детей ^ «Рыбка», «косточка»

Ход занятия.

I часть.

Дети стоят вместе с педагогом у окна.

Педагог. Дети, посмотрите за окно. Какое небо сегодня? Светит ли солнце? Идёт ли дождь? Дует ли ветер? Какое время года наступило?

Дети: Осень.

Педагог: Правильно, посмотрите на картинку, на ней тоже изображена осень, но только эта осень в лесу. На деревьях желтые листочки, птички улетают в теплые края. Солнышко спряталось за тучки.

Речь с движением «Осенние листочки». 

Педагог читает текст и координирует движения детей.
-Мы - листики осенние, на веточках сидели (дети  сидят на корточках).
Ветер дунул - полетели (встают, бегают по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели, и на землю тихо сели
(садятся на корточки, замирает).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (встают, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил, и на землю опустил (кружатся по комнате, затем ложатся на пол и замирает).

Через некоторое время взрослый просит детей потянуться и почувствовать, как они «растут» во время потягивания.

Педагог: Давайте отправимся с вами в лес и посмотрим, что же там происходит.

(Дети идут за педагогом по воображаемой тропинке и встречают ёжика)

Педагог: Дети, посмотрите, ёжик сидит на дороге, да какой грустный. Давайте спросим ёжика, почему он такой грустный?

Ёжик: Меня пригласили в гости  к белочке, но я не могу к ней попасть, потому что не могу перейти через ручей, вы мне не поможете?

Педагог: Конечно, поможем. Дети поможем ёжику перебраться через ручей.

Дети: Да.

Педагог: Посмотрите, здесь лежат две дощечки. Какого они цвета?

Дети: Желтые.

Педагог: Правильно. А теперь посмотрите, они разной длины?

(педагог прикладывает одну дощечку к другой и обращает внимание детей на то, чтобы левые концы были на одной прямой)

Педагог: Дети, это какая дощечка? (указывает на длинную)

Дети: Длинная.

Педагог: Правильно, а это какая дощечка? (указывает на короткую)

Дети: Короткая.

(на столе лежит длинная полоска голубой клеенки - «Ручей»)

Педагог: Дети, давайте возьмем сначала короткую дощечку и перекинем ее через ручей

(педагог с детьми перекидывает короткую дощечку через «ручей», но дощечка не достает до «противоположного берега»)

Педагог: Дети, сможет ёжик перебраться на другой берег? (показывает на «мостик»)

Дети: Нет.

Педагог: Давайте возьмем длинную дощечку и перекинем ее через ручей.

 «противоположного берега»)

Педагог: А сейчас сможет ёжик  перебраться на другой берег «ручья»?

Дети: Да.

Педагог: Ну вот, ёжик, мы построили тебе «мостик» через ручей, можешь бежать к белочке в гости.

Ёжик: Большое спасибо, ребята! Поиграйте с моими ежатами. (Ёжик раздаёт детям массажные маленькие мячики с шишками).

Игровой массаж «Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу,
И колючками своими  колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки, маленькие шишки.

Ёжик: Ой, посмотрите белочка сама к нам идёт.

II часть.

Педагог: Здравствуй, белочка, почему ты здесь сидишь, а не у себя в дупле?

Белка: Да, я готовилась принимать гостей, видите, набрала много орешков для угощения и никак не могу попасть в свое дупло, Оно ведь так высоко. Может быть вы мне поможете?

Педагог и дети: Конечно, поможем.

Педагог: Дети, давайте мы построим лесенку для белочки, и она будет прыгать по ступенькам.

 (На столе педагога лежат «Красные штанги» Монтессори. Три штанги разной длины (30, 20 и 10см) лежат в беспорядке.

Педагог: (берет самую длинную и кладет у края стола, затем проводит рукой по всей длине штанги) Длинная, (затем берет более короткую) Беру длинную из оставшихся (кладет ее на первую, наверх кладет самую короткую).  Короткая,- (педагог подравнивает левые концы штанг линейкой). Посмотрите, дети, получилась лесенка.

(затем каждый ребенок подход к столу по очереди и, совместно с педагогом, руками ощупывает постройку: один край ровный, а с другой стороны рука как бы «спускается» по лесенке).

Педагог: Получилась правильная лесенка. Белочка, а тебе понравилась лесенка.

Белочка: Да.

Педагог: Ну, тогда попрыгай по ней. (белочка прыгает по ступенькам вверх и вниз)

Педагог: Дети, а вы хотите сами построить лесенку для белочки? Я вас научу. Смотрите внимательно и делайте как я. (детям даются 3 штанги длиной 10, 20 и 30см)

Педагог: Найдите вот такую длинную ступеньку.

(педагог держит самую длинную штангу в руке в горизонтальном положении, дети, используя прием приложения, определяют и показывают самую длинную штангу; педагог кладет эту штангу перед собой и просит детей сделать то же самое)

Педагог: Теперь найдите длинную ступеньку из оставшихся.

(указывает жестом на штанги, лежащие в стороне. Берет и кладет ее на первую - все дети выполняют то же самое. Затем последнюю короткую штангу кладет наверх, дети повторяют действия педагога)

Педагог: Дети, проверьте, правильная лесенка у вас получилась? (дети с помощью педагога ощупывают лесенку, проверяют ее края).

Педагог: (обращаясь к каждому из детей по очереди) Белочка захотела попрыгать по твоей лесенке, а теперь по твоей и т.д.

Подвижная игра «Покажи как я»

 Дети имитируют  действиям животных леса.

Белка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне, теперь я могу пригласить всех в мой домик! До свидания! Мы с ёжиком пойдём.

Педагог: Ну а мы, дети, будем возвращаться домой.

Речь с движением: «По ровненькой дорожке»

(дети переходят к другому столу, на столе расставлены мелкие игрушки: петушок, котенок, щенок и уточка)

Педагог предлагает построить для каждой  игрушке лесенку. Дети выбирают понравившуюся игрушку.

Педагог: Посмотрите еще раз, как нужно строить.

(Педагог повторяет все вышеприведенные действия со штангами. Дети выполняют задание совместно с педагогом и потом проверяют правильность постройки)

Педагог: Молодцы, дети. Вы каждый для своей игрушки построили замечательные лесенки. Котенку - чтобы на скамеечку подняться, щенку -на крылечко, петушку - на заборчик, уточке -на кочку

Давайте, ребята, чтобы нас игрушки не забывали и приходили к нам в гости подарим им подарки. Котенку - рыбку. Сколько рыбок? (показывает)

Дети: Одну.

Педагог: Петушку - зернышки. Сколько зернышек? (показывает)

Дети: Много.

Педагог: Щенку - косточку. Сколько? (показывает)

Дети: Одну.

Педагог: Уточке -ягодки. Сколько? (показывает)

Дети: Много.

Педагог: Молодцы, дети, правильно сказали. А сейчас мы поиграем с нашими игрушками в прятки. Я спрячу игрушку, а вы постараетесь узнать -кто спрятался?

(педагог прячет игрушки - по одной - за ширмой и «говорит» голосом той игрушки, которая за ширмой; дети угадывают, кто спрятался за ширмой).

Педагог: Молодцы, дети, все правильно отгадали. Наше занятие закончилось

III часть.

Педагог:

Дети, куда мы с вами ходили?

Кого мы с вами  там встретили?

Чем мы помогли ёжику?

Как мы помогли белочке?

Кому мы еще строили лесенку?

Какие подарки мы подарили игрушкам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Ознакомительная экскурсия . Способы работы с Монтессори материалами.

Экскурсия для взрослых по теме: "Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка"...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...

Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»

Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество  эмоционально  ...