Главные вкладки

    РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.
    статья на тему

    Залишева Галина Сергеевна

    Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon region.forum_2014_sipkro.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.                                         Залишева Галина Сергеевна, воспитатель

    Юго-Восточное управление МО и Н СО                                                                                                     СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка                                                                           м. р.  Алексеевский Самарской области                                                                                      Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640                                                                                             Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13                                                                                              aleksdou1@yandex.ru

    «В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив СП  - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ.                                            Детская книжка нужна   ребенку не вместо взрослого,  а вместе с взрослым»  В. Левин.                                                                                                                                    Основной целью  работы с семьей по приобщению  к книге, как к  средству воспитания  высоконравственной  и духовно богатой личности в нашем СП ДОУ,  является   формирование  интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у детей.                 Наиболее значимыми формами работы с родителями стали:  дискуссионные встречи, круглые столы, родительские собрания, беседы-обсуждения, консультации.  Они способствуют повышению педагогической культуры,  выявлению потребностей, интересов и запросов родителей  по данному направлению. На таких мероприятиях, обсуждаются   и решаются  важнейшие вопросы  по организации книжных уголков дома, по подбору художественной литературы, соответствующей определенному возрасту, по организации домашнего чтения и  т. д.  Общее родительское собрание «Традиции семейного чтения» и групповые собрания, способствовали   повышению педагогической культуры родителей, совершенствованию детско-родительских отношений в процессе ознакомления  с книгой.                                                                                                Для выявления   уровня  педагогической грамотности родителей в вопросах формирования читателя,  педагогами  проводились анкетирования, опросы, социологические срезы: «Организация домашнего чтения в семьях», «Воспитание интереса и любви к книге».  Анализ результатов  помог  разработать систему деятельности семьи и детского сада по реализации поставленных задач в работе  с детьми.   Использование  инновационных методов, в частности, слайдовые и мультимедийные  презентации,  решение игровых ситуаций, литературные викторины, проектная деятельность, «мозговой штурм» – все это вызвало    интерес к данной теме, желание тесно сотрудничать и взаимодействовать с педагогами и детьми.                                   В увлекательной форме проходили  встречи  в родительском клубе «Дочки-сыночки». Каждая семья имела возможность драматизировать полюбившиеся сказки, используя при этом разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой и т.д. Родители, вместе с детьми, читали полюбившиеся стихи, отрывки  сказок и рассказов,  презентовали «Книжки-самоделки», сделанные  всей семьей, делились опытом семейного воспитания  по приобщению детей к книге, формированию потребности в чтении и интереса к творчеству писателей и поэтов.  С  увлечением и с  творческим азартом, родители  участвовали в литературных викторинах: «В гостях у книги» и «Что за прелесть эти сказки».  Они показали свои знания и представления  о любимых произведениях своих детей, о сказочных героях и любимых писателях,  о загадках и пословицах.                                                                                                                       Одним из перспективных и эффективных методов в наши дни является метод проектирования. Для реализации проекта необходим исследовательский творческий поиск в различных направлениях по решению значимой, прежде всего для детей, проблемы. Семья стала одной из главных на всех этапах разработки и  реализации проектов, проведенных в детском саду. Это познавательно-исследовательские проекты: «Как рождается книга?», «Книжки своими руками», «Лев Толстой – философ и просветитель». Дети, совместно с родителями, собирали материал по данным темам, участвовали и в экскурсиях в районную, детскую библиотеку, в краеведческий музей, оснащали предметно-развивающую среду богатейшим познавательным материалом, художественной литературой, Интернет-ресурсами. Данная форма работы мотивировала родителей на сотрудничество, сформировала  познавательный интерес и творческую активность. Родители были активными участниками   ежегодных литературно-тематических праздников: «День детской книги», «День рождения книги».  Семьи  показывали презентации, разыгрывали театрализованные представления «По страницам любимых книг», делали выставки разнообразных  видов и типов книг: «книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки - непромокайки, книжки-раскладушки и т.д.» Родители демонстрировали совместный проект «Книга будущего», что способствовало развитию творческого потенциала  и активизации мыслительной деятельности у всех участников. Одной из  интереснейших творческих форм работы с родителями,  стало участие  в акциях, организованных детской библиотекой: «Читаем детям о войне», «Розовый жираф», «Пришли мне чтение доброго».  Родители делились книгами, дарили книги в групповые книжные уголки,  в районную библиотеку, организовывали тематические выставки, делились своими знаниями.  Родители и дети получили позитивный опыт общения с книгой, осознали масштаб и значение поставленных задач и целей по приобщению детей  к книге  с самого раннего  возраста. Роль родителей в проведении акций была  отмечена грамотами, благодарственными письмами за активное участие.                                                                                                                    Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности  в чтении у детей  разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и  детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности.                                                                                                                                   Литература:                                                                                                                                1.Гурович Л.М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002., 64с.                     .                                                                                                                                               2. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного  возраста: //ж. Детский сад: теория и практика № 6/2013 г.                                                                           3.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения детей к чтению. М.:Издательство «Линка-пресс». 2003 г.         .                                                                                            4. Дунаев Н. О.  «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»: // ж. «Дошкольное воспитание» № 6 - 2007 г. /стр. 35-40                                                                          5. Маркова В. А, Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание.-2009. №6.-С.62-69                                                        6. 6.Тимофеева И. Н., Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет.  Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. М.: Просвещение, 2000.                                                                                                 

                                        

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развлечение по формированию интереса и потребности в чтении у детей младшего возраста "Клепа".

    Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, интерес к книгам.Развивать чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формировать звуко и слово произношение.Сове...

    "Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".

    Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

    «Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»

    Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

    План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....