Знакомим дошкольников с живописью
консультация (старшая группа) на тему

Ковалёва Екатерина Анатольевна

Консультации для родителей на тему "Знакомим дошкольников с живописью", отчёт о проделанной работе в 1старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе по ознакомлению дошкольников  с живописью

Группа № 1

Была проведена предварительная работа с родителями группы № 1: на родительском собрании родители были информированы о теме будущего детско-родительского проекта, в качестве консультативного материала были продемонстрированы презентации на тему Живопись и её виды. Не было обозначено жёстких требований к проектам (они могли иметь свободную форму и оформление).В дальнейшем детям в групповой комнате  были продемонстрированы пейзажи, натюрморты, портреты; проведены беседы о живописи .

Семья Сусловых приняла участие в проекте, создав стенгазету где изображено поэтапное ознакомление и овладение искусством  живописи. Аскар Суслов посмотрев на фото своей семьи и портреты великих художников, начал поэтапное рисование членов своей семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки и самого себя.

Затем состоялся групповой поход  в картинную галерею( Малыхина Софья, Зарухович Лев, Филатов Никита, Шумская Настя), где проходила выставка Никаса Сафронова, дети с интересом слушали как родители рассказывают о изображенном на картинах.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»

Прежде чем, знакомить детей с творческими профессиями, надо дать представление о том, что такое профессия. Профессия – это труд которому человек посвящает свою жизнь. А что же такое творческая профессия? Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Отвечая на эти вопросы мы осуществляем первый этап ознакомления дошкольников с профессиями. Итак, творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Какие же профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты ( кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры.

Ознакомление должно происходить поэтапно, от простого к сложному, чтобы ребёнок понял насколько прекрасны эти профессии, но и насколько трудны.

Начнём с профессии артист. знаменитых артистов знают много людей, ими восхищаются, им хотят подражать. Но это только одна сторона жизни, которая на виду у всех, есть и другая, скрытая от глаз зрителя, наполненная тяжёлым трудом, многочисленными репетициями, ежедневными спектаклями. В чём же состоит профессия артиста? Её основа в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы казалось, будто перед глазами происходит самая настоящая жизнь. Артист во время спектакля должен уметь перевоплощаться в другого человека. У него изменяется голос, походка, манера держать себя. Артист должен обладать великолепной памятью, чтобы запомнить текст, реплики.

Особенности творчества актёров кукольного тетра состоит в том, что сам он на сцене не появляется, но на сцене действует, двигается кукла им направленная. Самое главное у артиста-кукольника – это его руки. Они должны быть пластичными, гибкими, работа с куклой требует ловкости, силы рук.

При ознакомлении с профессией артиста предшествует посещение театра, цирка. В группе дети ставят мини спектакли, показывают различные театры, используют игры драматизации. Дети учатся перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям. В основу этому лежит театрализованная деятельность, где активность и творчество детей может проявляться в трёх аспектах:

1) Создание драматического содержания ( заданный литературный сюжет или сочинение собственного сюжета)

2) Исполнение собственного замысла ( умение воплощать образ с помощью разных средств выразительности ( мимики, интонации…) использование профессий - актёр, режиссёр, сценарист.

3) В оформлении спектакля ( декорации, костюмы, афиши, программки ( возможны в использовании профессий – оформитель, костюмер))

Следующая творческая профессия – художник. Художник – человек который создаёт красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. При ознакомлении с профессией художника ставится несколько задач: дать представление об условиях в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), изобразительных материалов ( акварель, гуашь, масляные краски, холст, кисти, мольберт, палитра ). Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение. Знакомство с профессией художника происходит с помощью рассматривания иллюстраций, слайдов, чтении стихов, слушаньем музыки, наблюдением в природе. Важным этапом в знакомстве с художником в узнавании жанров живописи. В младшей группе рассматривая иллюстрации необходимо произносить слова «портрет», «натюрморт», «пейзаж». В старшем возрасте необходимо проводить тематические экскурсии, игры « Мы идём в музей», где дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.

Ознакомление с профессией художника – портретиста происходит по нескольким этапам:

На первом этапе: дети рассматривают друг друга, обращают внимание на глаза, веки, ресницы, нос….

Следующий этап называется « Портрет моего друга» - самый любимый этап у детей. Сначала проводится предварительная работа: вместе с детьми подбираются репродукции картин известных художников с портретами людей различных эпох ( чтобы можно было рассмотреть и сравнить лица, различные причёски, головные уборы, одежду) и фото портреты современных людей. После рассматривания и сравнения дети рисуют своих друзей – это занимательный процесс, в котором дети отображают любимые качества своих друзей.

Последний этап более сложный, но ещё и более интересный. Дети рисуют себя. Для удобства можно поставить зеркало перед ребёнком, чтобы он хорошо видел себя. После можно устроить выставку, чтобы дети узнали друг друга.

При ознакомлении детей с творчеством художников – иллюстраторов рекомендуется организовать выставку книг с картинками и без, тем самым подвести детей к пониманию значимости этой профессии. Предложите детям рассмотреть иллюстрации двух – трёх художников к одной и той же сказки. Обратите внимание детей на то, что по разному художники изображают одних и тех же героев. Попытайтесь подвести детей к пониманию того что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица, но и цветом, колоритом, где можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущения счастья. Особое внимание уделяйте контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных деревьев, и этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Дать представление о том, сто создавая иллюстрацию, художник учитывает жанр литературного произведения ( сказка, юмористи- ческое произведение, потешка) и использует разные средства выразительности. Предложите детям самим создать иллюстрации к произведениям и рассмотрите из многообразие и красоту

Следующая профессия – скульптор. Скульптор – это художник, который создаёт скульптуру. Что же такое скульптура? Скульптура ( произошла от латинского слова «вырезать, высекать, ваять» ) – это объёмное изображение выполненное в разных материалах ( камне, гипсе, дереве, глине, металле ). Как же работает скульптор? Сначала он на бумаге рисует эскиз скульптуры, затем изготавливает модель из мягкого материала ( глины, пластмассы). После он сам или с помощью рабочих- специалистов «переводит» скульптуру в другой материал.   Детей старшего возраста необходимо научить различать скульптуру малой формы (изготавливаются для украшения помещений) и монументальную скульптуру ( памятники, монументы) изготавливают для украшения парков, скверов, площадей..) они бывают из камня, металла, бронзы. Подвести детей к пониманию замысла скульптора, видеть характер образа, его настроение ( грустный, задумчивый, весёлый). Предложите детям рассмотреть скульптуры, провести экскурсии к памятникам, рассмотреть репродукции, слайды. Существует сюжетно – ролевая игра «Скульптор» где дети создают сами «скульптуру». С этой целью один ребёнок становится скульптором, а другой – тем самым «материалом», из которого создают скульптуру. Скульптор ставит «скульптуру» в определённую позу, находит необходимое движение рук, ног… затем дети меняются местами. Эта игра на практике позволяет понять пути создания выразительного образа.

Ознакомление с профессией архитектора происходит с помощью иллюстраций, изображающие различные сооружения, экскурсии, прогулки, где дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривание фотографий, использование практических умений ( строить из имеющего в группе материала здания, мосты, улицы города… )использование полученных знания в рисовании, лепке, аппликации. Дать знания, что архитектор сначала строит дом в уме (придумывает), затем рисует свои задумки в чертежах. Главная задача архитектора чтобы его сооружение было красивое, прочное и имело пользу. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия.

Какие же задачи стоят при ознакомлении с творческими профессиями:

1) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде.

2) Расширять представление и знания о профессиях.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.

 Ознакомление  дошкольников с жанром живописи пейзаж.

«В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»

                                                                                                          К. Коровин

        Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился  жанр пейзажа.

        Что такое пейзаж? Пейзаж – это «портрет» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть.

        Точно такое же желание возникает и у ребенка, впервые соприкоснувшегося с миром искусства. Потребность в этом отмечается у ребенка с первых дней его жизни, поэтому очень важно упрочить и расширить это желание приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира будущего человека. К.Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Образы, представления в момент наблюдения, являются источником рождения художественных образов природы и желания изобразить  это в рисунке.

        Знакомство с пейзажем т овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.

        Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на художественно-творческое развитие личности ребенка на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.

        Работа по ознакомлению детей с пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно  проводиться со средней группы. Но уже в младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. С этой целью в работе с детьми могут быть использованы различные дидактические и развивающие игры и упражнения: «Подбери сарафаны матрешкам», «Собери урожай», «Составь гусеницу» и т.п. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.

        Работа по знакомству с пейзажем продолжается в средней группе. С детьми проводятся занятия под общей темой «Разноцветная страна», на которых дети продолжают знакомство с цветами красок и их оттенками. Дети сравнивают мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого свой характер и свои привычки, отличающие его от других людей. Цвет же – это настроение краски, ее состояние в данный момент. Такое объяснение помогает детям понять, как одной краске может соответствовать несколько цветов, несколько настроений, также как и у человека существует несколько настроений. На занятиях дети учатся смешивать краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в своих работах конкретный образ природы: небо, море, реку и т.п. На занятиях «Каким мы видим небо?» дети открывают для себя изменчивость цвета неба и то, от чего же зависит цвет неба (погода, время суток и освещение, время года; в одно и тоже время в разных местах небо может быть разного цвета – как радуга). Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их.

        Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес» и др.занятия), дети понимают, что дерево – это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.

        Таким образом, вся работа направлена на  восприятие  детьми понятия «живопись», основных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт) и более конкретно к восприятию и передаче детьми пейзажной живописи. На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе использовались литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире. Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее.

        Рассматривание и детальное изучение дошкольниками картин о природе, позволяет им усвоить понятие «пейзаж», как один из жанров живописи. Теоретические занятия подкрепляются практическими, на которых дети, изображая пейзажи, передают свои впечатления от просмотренных репродукций или от загородной прогулки, во время которой они сталкиваются с конкретными образами природы: лес, река, озеро, небо, засохшая травинка и т.п. («Радостная осень», «Белая береза под моим окном», «Волшебница весна» и др.занятия). В работе с детьми могут быть введены различные дидактические игры: «Цветное домино», «Составь эскиз пейзажа», «Каждому дереву свое лицо» и т.п. Могут быть использованы модели, направленные на ознакомление детей с передачей пространства – 1-ый, 2-ой план картины. Линия горизонта. Также детям предлагаются самостоятельные задания в рабочей тетради «Прогулка с Лесовичком по сказочному лесу» для работы на занятиях или дома вместе с родителями.

        В старшей и подготовительной группах работа продолжается. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что пейзаж бывает не только природный, но и городской (огромные архитектурные постройки и городские улочки), сельский (поля, деревенские дома) и морской, показывающий море во всем его великолепии. После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом. На занятиях по знакомству с живописью вводятся мнемотаблицы по жанрам живописи, содержащие в себе краткие сведения по каждому из известных детям жанров.

        На практических занятиях дети учатся размывать краски, делая переход от более темного к более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции. Старших дошкольников можно познакомить с работой по мокрому листу в техниках «монотипия» и «монохром».

        Монотипия – фон-отпечаток, данная техника способствует развитию творческого воображения и неординарного мышления. Чтобы выполнить рисунок в данной технике необходимо:

  • Сложить лист бумаги пополам, одну сторону смочить.
  • Сделать по настроению цветные пятна на влажной стороне листа.
  • Пока все влажное, промокнуть сухой стороной листа.
  • Рассмотреть получившееся со всех сторон, чтобы увидеть, как лучше расположить рисунок.

Рекомендации:

  • Перед рисованием продумать, какого цвета краски нужно использовать для изображения того или иного пейзажа (в зависимости от времени года, суток, от индивидуальных особенностей пейзажа – наличия реки, гор, шалаша и т.п.).
  • После первого отпечатка, если нужно, можно добавить краски и изменить необходимые места в пейзаже.
  • Для дорисовки пейзажа необходимо взять тонкую кисть.

Монохром – более сложная техника, поэтому более детально можно знакомить с ней в подготовительной группе. Монохром – рисование одной краской. Данная техника открывает возможность по-новому увидеть и изобразить пейзаж, совершенствует технические навыки владения кистью и красками, развивает чувство тона по светлости (дети учатся размывать краски от темного до светлого тона и выделять этим приемом все предметы).

Рекомендации:

  • Перед изображением пейзажа надо помнить, что небо, земля и все предметы при приближении к линии горизонта бледнеют и уменьшаются в размере.
  • Проработку деталей и дорисовку необходимо делать по сухому листу.

При использовании данных техник у детей возникает необходимость быть более внимательными к композиции, к выбранной цветовой гамме и к линиям, выбранным для изображения того или иного предмета. Дети учатся воспринимать линию и цвет, как основные средства художественной выразительности. С этой целью вводятся дидактические игры: домино «Линия к линии», «Времена года», «Части суток». Детям предлагаются различные задания, такие как, зарисовать ветку дерева, рассмотреть небо и зарисовать все цвета и оттенки. Также детям предложено выполнение заданий в рабочей тетради «Прогулка с Лесовичком по сказочному лесу».

        На занятиях с дошкольниками по ознакомлению с пейзажем могут быть использованы различные методы и приемы: чтение литературных произведений, стихов, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, составление описательных загадок о пейзаже, разгадывание кроссвордов. Работа по ознакомлению с пейзажем присутствует во всех видах деятельности детей. Это и специально организованная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, познавательно-речевая. С детьми проводятся наблюдения, беседы, рассматривание репродукций и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Главное, чтобы дети научились видеть прекрасное в самом незатейливом и простом уголке природы и захотели передать возникшее от увиденного настроение в своем рисунке.

        Яркая зелень ранней весны и багрянец поздней осени, зной и зябкая изморозь, блеск струй ручья, румянец летних зорь – все это привлекает и вдохновляет на то, чтобы запечатлеть эту красоту на бумаге в своем творчестве.

        Список литературы

  1. Ж.И. Воробьева «Гармония» Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб, 1995.
  2. Е. Каменева «Твоя палитра». – М.: Детская литература, 1997.
  3. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
  4. Серия «Открытый урок», «Какого цвета мир?» (1 выпуск). – СПб, 1992.
  5. А.С.Галанов, С.Н. Корнилова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М, 2000.
  6. И.Ю. Селютин «Как нарисовать пейзаж». – Донецк: Сталкер, 2005.

Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление детей с различными жанрами живописи

Разделы: Работа с дошкольниками

Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста.

Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.

При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.

Исходя, из данной актуальности была выбрана тема творческой работы:

Тема: “Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи”

Целью, которой является формирование эмоционально – целостного восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
  • Учить понимать замысел произведения, его содержание.
  • Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  • Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.

Основные направления творческой работы с дошкольниками:

Знакомство с :

  • Натюрмортом
  • Пейзажем
  • Портретом

Литература:

  • Знакомим с натюрмортом. Н.А.Курочкина.

Санкт – Петербург, 2001.

  • Знакомство с пейзажной живописью. Н.А.Курочкина.

Санкт – Петербург, 2001.

  • Дети и пейзажная живопись. Времена года. Н.А.Курочкина.

Санкт – Петербург, 2004.

  • Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, Москва, 1992.
  • И учеб и игра. Изобразительное искусство. М.В.Трофимова Ярославль, 1997

Этапы проведения занятий:

  • Подготовка к занятию (предварительная работа совместно с родителями и педагогами группы)
  • Рассматривание и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины.
  • Составление наброска простым карандашом с соответствии с тематикой картины
  • Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Предварительная работа по подготовке к занятиям:

1.Работа родителей с детьми:

  • Поиск информации о картине, художнике.
  • Рассматривание картины с ребенком.
  • Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).

2. Работа воспитателей с воспитанниками:

  • проведение дидактических игр; игровых упражнений.
  • Разучивание стихотворений о жанрах живописи.
  • Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.

3.Работа руководителя по изобразительной деятельности с дошкольниками:

  • Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи.
  • Рисование отдельных элементов картины вне занятий.
  • Рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.
  • Посещение выставок, картинных галерей (по возможности)

Предварительная работа по составлению рассказов по картине А.К.Саврасова “Зима”.

1. Проведение дидактических игр:

“Найди картину по палитре ”

“Собери пейзаж”

2.Домашнее задание:

составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова “Зима”

3.Разучивание стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой “И учеба и игра. Изобразительное искусство” М.В.Трофимовой.

4.Рассматривание учебное - методическое пособия “Дошкольникам об искусстве” Т.Н.Дороновой; учебно-методическое пособие Н.А.Курочкиной “Знакомство с пейзажной живописью”

5.Рассматривание и составление описательных рассказав по картинам:

  • И.Э. Грабаль “Февральская глазурь”
  • К.Ф. Юон “Зимнее солнце”
  • “Русская зима”
  • И.И.Шишкин “На севере диком”

6.Рассматривание наглядно – методического пособия “Деревья в картинках” из серии “Знакомство с окружающим миром и развитие речи”.

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема: “Составление описательных рассказов по картине

А.К. Саврасова “Зима”.

Используемые слова:

- жемчужный, серебристый, искрится, сверкает, нежно – голубые, кремовый, белоснежный, соломенная крыша, покосившиеся хата, побеленная известью, взъерошенная крыша, мохнатый дым, морозный воздух, красногрудые снегири, корявый ствол, усыпанная снегом, гибкие березы, пейзаж, полотно, репродукция, живописец.

Пейзаж – это французское слово, предметом которой является изображение природы в разное время года. Это могут быть изображены – леса, поля, луга, реки, озера, моря.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).
  2. Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция).
  3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

Используемая литература:

1.Дети и пейзажная живопись. Времена года. Н. А.Курочкина, Санкт-Петербург, 2004.

2.Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, М., 1992.

3.Знакомим с пейзажной живописью. Н.А.Курочкина, Санкт-Петербург, 2001.

4.Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985.

Динамическая пауза:

Ох, зима! Ох, зима!
Сколько снега намела!
Реки все
Сковала льдом.
В снежной шапке
Каждый дом.
Иней на деревьях
И на проводах.
Мы катаемся с горы – Ах!

Материал:

  • лирическая музыка;
  • мольберт;
  • репродукция картины А.К. Саврасова “Зима”;
  • репродукции картин И.И.Шишкина “На севере диком..”, В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”.

Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. 
Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным словосочетанием «эстетическое воспитание» - бесконечное, увлекательное путешествие в страну пластических искусств.
Детское творчество - целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.
Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна… Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму, биология – строение растений, животных, человека и т.п.
Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей, пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок.
Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев, приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.
Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая, небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. 
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном, незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека, природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.

Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
НА ТЕМУ:
«ПРИОБЩАЕМ РЕБЕНКА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Широко раскрытые,
большие глаза,
удивительные глаза.
Глаза ребенка.
Глаза гения.
Подлинная красота
доступна только
таким глазам.
Э. Межелайтис

Известный врач и педагог Е.А.Аркин писал: «основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства».


Но дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Учите детей любить и видеть красоту природы.

ОБ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Известный художник-график В.А.Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
В рисунках дети отражают впечатления о мире, свои интересы и возможности.
Дома необходимо создать ребенку условия для изобразительной деятельности: выделить место для рисования, лепки, подобрать необходимый материал (гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, карандаши и др.). важно понять, какой материал ребенок любит, чаще выбирает, но, может быть, он не знает выразительности других материалов. Покажите ему некоторые приемы. Например, размазывание акварели, создание новых оттенков, цветов.
Дома дети чаще рисуют то, что хотят. И содержание рисунка показывает, что нравится малышу, что у него лучше всего получается. Попросите ребенка рассказать о том, что он нарисовал, помогите выделить некоторые средства художественной выразительности. ( «Как ты нарисовал злого волка, добрую собаку?», «Почему выбрал этот цвет?» и пр.)вопросы заставляют малыша задуматься, перейти к сознательному отбору характерных признаков персонажа.
Предложите нарисовать то, что он увидел на прогулке, в парке, после посещения зоопарка, после чтения любимой книги, передать в рисунке сюжет знакомой песни.
Желательно придумывать цели рисования: пригласительный билет, рисунок на память, портрет мамы, бабушки, картину для украшения своей комнаты.
Работы большого формата малыш может выполнять в течение определенного срока, постепенно дополняя свою картину. Например, ребенок рисует улицу, на которой живет: сначала много домов, потом транспорт, деревья, людей, живущих в домах, идущих по улице и т.д. Содержание может расширяться, дополняться, пока у малыша есть интерес. Сделайте рамку и украсьте рисунком стену в своем доме, поищите место для картины вместе с маленьким художником.
Для составления узоров можно использовать одежду плоскостной куклы, которую дети будут одевать, а потом играть с ней. Узоры дети рисуют, но могут и напечатать (листья-отпечатки). Для этого надо вырезать формы из картошки, ластика и других предметов, которые оставляют след. Получатся узоры для обоев, ткани, каймы, рисунка.
Собирайте детские работы, периодически рассматривайте их, устраивайте выставки на любимую тему. Ребенок совсем по-новому увидит свои рисунки.
Знакомя своих детей с изобразительным искусством, рассматривайте вместе с ними детские книги или репродукции картин.

Примерные вопросы для беседы:

  • Что изображено? Какое настроение персонажа? (грустный, веселый, задумчивый).
  • Какие чувства вызывает у тебя этот образ? (радости, грусти).
  • Как украшен костюм героя сказки?
  • Как природа помогает понять настроение героя произведения?
  • Какая скульптура есть у нас дома?
  • Какие народные игрушки есть у нас? Что они изображают, чем украшены?
  • Какое произведение искусства тебе больше всего нравится?

 

Рассматривайте с детьми произведения искусства в соответствии с теми задачами, которые решаются в данный момент на занятиях в детском саду.
Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и пр., располагать вместе с ребенком предметы, картинки в определенном порядке.
Посещайте музеи, выставочные залы, рассматривайте те же произведения, жанры, с которыми знакомят ребят в дошкольном учреждении в этот период.
К посещению выставок ребенка следует подготовить заранее: рассмотреть альбомы, репродукции по тем темам, которым посвящены экскурсии.
Работа по картине с ребенком носит следующий характер:

  • Назвать фамилию художника.
  • Предоставить возможность ребенку самостоятельно рассмотреть картину; выяснить, понятен сюжет или нет.
  • Подготовить к восприятию тех событий, которые изобразил художник.
  • Недостаточно понять и оценить только сюжетную сторону художественной работы. Произведения искусства не просто изображают, они еще и что-то выражают. Взрослый подводит ребенка к пониманию того, что изобразительное искусство говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной форме свое восприятие мира, свое понимание его.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«БЕСЕДА С ДЕТЬМИ ПО КАРТИНЕ»

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.
Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.
Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.
Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.
Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

  • Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?
  • Как он относился к героям произведения?
  • Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?
  • Какие чувства автор хотел вызвать у зрителя?
  • Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?
  • Похожи ли эти картины по цвету?
  • Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».
Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и «Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

  • Рассмотри картины и назови их одним словом. Заранее подготовьте подборки картин-репродукций, фотографий разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).
  • Кто художник? Покажите произведения ( 2-4) нескольких художников, ребенок пусть назовет их авторов.
  • Кто больше заметит и назовет. Заранее разместите по комнате репродукции картин художников, а в другой раз расставьте народные игрушки, затем другие изделия народных мастеров.
  • Назови, кому что нужно. Называйте сами человека творческой профессии: музыкант, художник, писатель и другие, или показывайте соответствующую картинку, а ребенок называет, что каждому нужно для работы.
  • Назови, кто это создал. Показывайте (последовательно) книгу, ноты, картину, а ребенок называет творца (профессию, если знает, и фамилию).
  • Узнай и назови литературный персонаж (героя), которого я опишу.

 

Поиграйте с ребенком в различные дидактические игры соответствующего содержания (парные картинки, лото, домино и др.)

  • Составь узор ( резные картинки).
  • Подберем для каждого букета подходящую вазу. Заранее подготовьте вазы разной высоты и формы, затем вместе с ребенком подготовьте из срезанных на участке (на лугу) цветов букеты.
  • У куклы день рождения. К ней в гости придут четверо друзей. Накрой красиво стол.
  • Кукле на день рождения подарили картину. Где ее лучше повесить, как ты думаешь?
  • Давай подумаем, как лучше расположить твои рисунки к сказке , чтобы получилась красивая книга.
  • Подумаем, как лучше развесить твои рисунки, чтобы украсить комнаты к празднику.
  • Придумай сказку (загадку, стихотворение, небылицу).
  • Придумай еще одну историю про мартышку, слоненка, попугая и удава. Задание можно варьировать на разном содержании (подбирая произведения наиболее популярные у ребенка).


В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Собери красивые осенние листочки. Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру формы. Подумай и скажи, на что похож каждый листок.
  • Расскажи, в какие цвета раскрасила осень листья. Найди одинаковые по цвету; найди листочки, окрашенные не одним цветом, а несколькими.
  • Выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы.
  • Положи листок на бумагу, обведи его по контуру карандашом (легко нажимая на карандаш), чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного.
  • Создай картинку волшебного (сказочного) леса, расположив на листе бумаги листья разной формы и величины и обрисовав их контур. У тебя на листе бумаги получатся кроны деревьев, пририсуй им стволы, затем разрисуй кроны деревьев какими хочешь линиями, штрихами, пятнышками разного цвета, чтобы получились необычные деревья.
  • Создай изображения разных предметов на бумаге различной геометрической формы ( подготовьте для ребенка набор вырезанных геометрических форм небольших по размеру – не более 3 см).
  • Составь изображения разных предметов (какие сам захочешь и сколько захочешь), наклей их.
  • Разрежь листки бумаги ( 4х6 или 6х10) на полоски, придумай и наклей из них какие захочешь картинки.
  • Нарисуй сказочный домик (вспомните с детьми, какие сказочные домики он знает).
  • Раскрась красиво перышки для картинки «Сказочная птица» (подготовьте для ребенка силуэт перышка ).
  • Положи кисть руки с разведенными (или соединенными вместе) пальцами, как захочет, обрисуй ее по контуру. Посмотри на рисунок, подумай, на что похожа кисть руки, дорисуй и раскрась, так, чтобы получилось то, что задумал.
  • Слепи необычное животное .
  • Создай керамическую плитку с красивым цветком, бабочкой, придумай рисунок, какой захочешь.
  • Создай сказочное царство (в разных видах деятельности: в рисунке, лепке, аппликации). Это может быть и панорама, включающая все виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с живописью

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. ...

Журнал для родителей "Ваше время" тема выпуска- знакомим дошкольников с живописью

Журнал для родителей. Содержит советы и рекомендации как знакомить дошкольников с живописью в повседневной жизни. Материал можно использовать в качестве наглядно-консультативного материала в ДОУ...

Знакомимся детей с живописью ю

Теоретическая информация и подбор игр по ознакомлению дошкольников с живописью ...

Консультация для родителей "Знакомим дошкольников с живописью"

Представлен материал по ознакомлению детей с жанрами живописи...

Знакомим детей с живописью. Добро пожаловать в картинную галерею.

Изобразительное искусство — это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции....