Главные вкладки

    Материал (старшая группа) по теме:
    «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (в рамках выступления на родительском собрании)

    Галушина Оксана Викторовна

     

    План выступления учителя-логопеда:

    I Структура логопедической работы:

    - лексико-грамматические занятия;

    - занятия по развитию связной речи;

    - занятия по звукопроизношению;

    - индивидуальная работа с детьми.

    II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

    III. Результаты логопедической работы на данном этапе.

    IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №37

    Выступление на родительском собрании

    «Развиваем фонематический слух и обогащаем словарь ребенка»

     Подготовила: Галушина О.В.,

                                                                                 учитель-логопед

    октябрь,2014 год

    План:

    I Структура логопедической работы:

    - лексико-грамматические занятия;

    - занятия по развитию связной речи;

    - занятия по звукопроизношению;

    - индивидуальная работа с детьми.

    II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

    III. Результаты логопедической работы на данном этапе.

    IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

    Содержание.

     (слайд1 ) Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. 

       

    I В рамках сегодняшней встречи мне хотелось бы напомнить Вам, что логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

    Подгрупповые занятия со всеми детьми проводятся 2 раза в неделю,

    индивидуальные занятия - с каждым ребенком три раза в неделю.

       График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.

    -Лексико-грамматические занятия.

    (слайд 2 ) На неделю берется определенная лексическая тема,  «Осень», «Овощи», «Фрукты» и другие, в рамках которой проводится следующая работа:

    1. Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.

    2.Отработка правильного употребления грамматических категорий, таких, как:

    -изменение существительных по роду, числу, падежу;

    -употребление глаголов в разных временах;

    - согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.

    (слайд 3 ) Отработка грамматических категорий проводится через игры:  «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.

    - Занятия по развитию связной речи включают:

    - обучение детей пересказу;

    -рассказыванию по картинке или серии картинок,

    -по плану-схеме;

    -заучивание стихотворений;

    -отгадывание и заучивание загадок.

    Детей просим отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

    (слайды 4-5) Проводится работа с родителями по составлению описательного рассказа (по мнемотаблице)

          В этом учебном году добавились занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты, на которых дети изучают звуки и буквы.

          Сегодня я  предлагаю  более подробно поговорить  об обучении детей грамоте.

         (слайд 6) Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.

    (слайд 7 ). Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.  

    (слайды 8-9 ) Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков. 

    (слайд 10) После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.

    (слайд11 ). Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначаются красным цветом.

    Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются  синим  цветом, мягкие согласные  - зеленым цветом.

     (слайды 12-16 ). Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими  играми. Сейчас предлагаю поиграть в  некоторые из них:

    Игры со звуками

    1. «Поймай звук» 

    Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

    1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» 

    Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

    1.  «Путешествие по комнате» 

    1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

    2  вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

    1. «Узнай звук» 

    Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

    Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

    1. «Определи позицию звука в слове»

    Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

    1. «Найди место картинке»

    Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.      

    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

         После того, как ребёнок научился слышать, определять место  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

    (слайд 17)Звуковой анализ - что это такое?

         Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.  О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз.

    (буклет «Развиваем фонематический слух»)

    Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности.

    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

    - проверка, отработка домашних заданий;

     - закрепление материалов фронтальных занятий;

     - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

     - артикуляционные упражнения;

     - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.

    II Работа в домашних тетрадях.

    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

     - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

     - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

     - задания должны быть прочитаны ребенку;

     - все задания выполняются до конца.

    Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

    Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

    (слайды 18-23) Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

     Выполнение родителями артикуляционной гимнастики

    (памятка родителям « Комплексы артикуляционной гимнастики»)

    Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

    III B целом, по прошествии  всего периода  обучения, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи некоторых детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.

    Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

    Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

    IV Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

    (слайд 24).   Спасибо за внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье

    Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребен...

    Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье"

    СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ ЭТАЛОНОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ....

    «Развитие музыкально-творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ патриотического воспитания»

    К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели -  К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указы...

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

    ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...