«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (в рамках выступления на родительском собрании)
материал (старшая группа) по теме

Галушина Оксана Викторовна

 

План выступления учителя-логопеда:

I Структура логопедической работы:

- лексико-грамматические занятия;

- занятия по развитию связной речи;

- занятия по звукопроизношению;

- индивидуальная работа с детьми.

II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

III. Результаты логопедической работы на данном этапе.

IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №37

Выступление на родительском собрании

«Развиваем фонематический слух и обогащаем словарь ребенка»

 Подготовила: Галушина О.В.,

                                                                             учитель-логопед

октябрь,2014 год

План:

I Структура логопедической работы:

- лексико-грамматические занятия;

- занятия по развитию связной речи;

- занятия по звукопроизношению;

- индивидуальная работа с детьми.

II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.

III. Результаты логопедической работы на данном этапе.

IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Содержание.

 (слайд1 ) Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании. 

   

I В рамках сегодняшней встречи мне хотелось бы напомнить Вам, что логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:

Подгрупповые занятия со всеми детьми проводятся 2 раза в неделю,

индивидуальные занятия - с каждым ребенком три раза в неделю.

   График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.

-Лексико-грамматические занятия.

(слайд 2 ) На неделю берется определенная лексическая тема,  «Осень», «Овощи», «Фрукты» и другие, в рамках которой проводится следующая работа:

1. Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.

2.Отработка правильного употребления грамматических категорий, таких, как:

-изменение существительных по роду, числу, падежу;

-употребление глаголов в разных временах;

- согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.

(слайд 3 ) Отработка грамматических категорий проводится через игры:  «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.

- Занятия по развитию связной речи включают:

- обучение детей пересказу;

-рассказыванию по картинке или серии картинок,

-по плану-схеме;

-заучивание стихотворений;

-отгадывание и заучивание загадок.

Детей просим отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

(слайды 4-5) Проводится работа с родителями по составлению описательного рассказа (по мнемотаблице)

      В этом учебном году добавились занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты, на которых дети изучают звуки и буквы.

      Сегодня я  предлагаю  более подробно поговорить  об обучении детей грамоте.

     (слайд 6) Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.

(слайд 7 ). Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.  

(слайды 8-9 ) Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков. 

(слайд 10) После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.

(слайд11 ). Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются  синим  цветом, мягкие согласные  - зеленым цветом.

 (слайды 12-16 ). Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими  играми. Сейчас предлагаю поиграть в  некоторые из них:

Игры со звуками

  1. «Поймай звук» 

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» 

Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

  1.  «Путешествие по комнате» 

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2  вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

  1. «Узнай звук» 

Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

  1. «Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

  1. «Найди место картинке»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.      

Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

     После того, как ребёнок научился слышать, определять место  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

(слайд 17)Звуковой анализ - что это такое?

     Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д.  О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз.

(буклет «Развиваем фонематический слух»)

Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

- проверка, отработка домашних заданий;

 - закрепление материалов фронтальных занятий;

 - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

 - артикуляционные упражнения;

 - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.

II Работа в домашних тетрадях.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

 - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

 - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

 - задания должны быть прочитаны ребенку;

 - все задания выполняются до конца.

Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.

Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

(слайды 18-23) Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

 Выполнение родителями артикуляционной гимнастики

(памятка родителям « Комплексы артикуляционной гимнастики»)

Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

III B целом, по прошествии  всего периода  обучения, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи некоторых детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.

Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

IV Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

(слайд 24).   Спасибо за внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...