Готовность ребенка к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Соловьева Мария Павловна

Консультация для родителей детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли Ваш ребенок  к школе

  Ваш ребенок идет в первый класс, вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас все равно не покидает какое-то беспокойство. Еще большее волнение испытывает ребенок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растет напряженность. И с таким ребенком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. Каковы же составляющие школьной готовности?

   Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, воспитывайте произвольность, управляемость поведения. Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил. Исключайте авторитарность, диктаторство, угрозы типа: 

«вот пойдешь в школу - там тебе покажут!», «только посмей мне двойки приносить!»

   Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное - это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

   Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные , вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности геометрические фигуры под вашу диктовку или по заданному вами образцу.

   Чтобы понять, насколько готов ваш ребенок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребенок, чтобы учиться в первом классе:

  •  внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
  •  хорошая память;
  • сообразительность;
  •  любознательность;
  •  развитое воображение;
  •  начальные навыки чтения, счета, письма;
  •  физическая ловкость;
  •  волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
  •  организованность, аккуратность;
  •  дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

   Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, уровень координации движения пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций.

   Очень важный элемент готовности к школе - умение ребенка работать по инструкции.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать внимание на том, что ребенок видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимозаинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы.Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует чаще читать ребенкудетские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, если у него не сформировано положительное отношение к школе. Общение с ним нужно строить не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю.

Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время.

Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, игровая роль врача, капитана корабля, продавца в магазине и т. п.).

Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые приведены в рекомендациях для проверки развития мышления и речи. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей он окажется таким же беспомощным, как и раньше.

При низком уровне развития мышления и речи необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее устранить.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная дея тельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и с помощью различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п. В подборе заданий можно опираться на программу воспитания в дет ском саду.

Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности (изобразительная, конструктивная), что и для развития образных представлений: можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в игре с куклой: ее раздевают перед «укладыванием спать», одевают для «прогулки» и т. п.).

Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать малыша к участию в спортивных соревнованиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. Гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая закалка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т. п. Родителям следует чаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т. п. Очень полезны занятия плаванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...