Модель творческого руководства взрослых и детей.
консультация на тему

Малышева Елена Борисовна

Модель творческого руководства взрослых и детей.

                                  

Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_tvorcheskogo_rukovodstva_vzroslykh_i_detey.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Модель творческого руководства         взрослых и детей.

                                

Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.http://allforchildren.ru/pictures/childrensday_s/childrensday07.jpg

Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего: а) воспитания у ребенка основ общей культуры, б) приобщения детей к искусству театра, в) развития творческой активности и игровых умений детей.  

 Основы общей культуры дошкольника можно рассматривать, как

многозначный термин, который следует понимать как культуру внутреннюю и внешнюю, как культуру познания окружающего мира, нравственную культуру, культуру общения, физическую культуру, игровую культуру и т. д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению, а также восприятие материальных и духовных ценностей и то, как они ими умеют пользоваться.

Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а также привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).

Культурные потребности в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого повеления в театре, знает внешние признаки театра:

  • театр как культурное учреждение;
  • специальное здание для постановки спектаклей;
  • наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);
  • внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские).

Дети знакомятся с театральными профессиями: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель, хореограф, дирижер, художественный (музыкальный) руководитель, инструменталист (оркестрант).

В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды - это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Просыпается солнышко», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движений рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как ласточка  крылышками; еще мягче, легче».

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов

Творческие группы детей среднего дошкольного возраста могут быть мигрирующими, нестойкими, в старшем возрасте - более устойчивыми.

В подготовительный период воспитатель организует и координирует всю работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другие, пробовать себя во всем. Дети младших групп тоже могут помогать в изготовлении элементарных атрибутов, в разработке эскизов к спектаклю (чаще это работа по теме спектакля).http://allforchildren.ru/pictures/kids_s/kids166.gif

Так, к сказке о бобовом зернышке дети могут делать аппликацию «Хохлатка», где к изображению курочки надо приклеить корзинку с яичками. Сказка не разыгрывается целиком детьми; но некоторые эпизоды можно обыграть во время знакомства со сказкой. При показе сказки на фланелеграфе взрослым детские аппликации могут использоваться в качестве иллюстративного материала.

Педагогическое руководство детской творческой игрой, каковой является театрализованная игра, имеет свои особенности в раннем, младшем и среднем возрасте. В старшем дошкольном возрасте, дети, уже с полученными знаниями, чаще сами планируют   творческую игру.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Малышева Елена Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Влияние игры на развитие творческого воображения взрослых и детей"

В настоящее время существуют большие проблемы социализации современного ребенка. на это влияют факторы: занятость родителей, непонимание значения игры, компьютерные игры. Изменяется смысловая нагрузка...

Доклад к Педсовету по теме: "Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей"

Здесь вы можете познакомиться с выступлением на Педагогическом Совете по теме: "Формы работы для организации совместной двигательно-игровой и творческой деятельности взрослых и детей"...

Познавательно -творческий проект "Взрослым и детям нужен мир на планете"

Методическая разработка для воспитанников и их родителей 2 младшей группы...

Открытый просмотр совместной творческой деятельности взрослых и детей

Развивать творческую способность детей в совместной деятельности с взрослыми. Воспитывать любовь к художественно- творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие, желание  доставить радость от ...

Презентация "Модель организации деятельности театральной студии "Серпантин" на основе творческого сотрудничества взрослых и детей"

В предлагаемой презентации проектная деятельность рассматривается в виде модели организации деятельности студии дополнительного образования по театрализованной деятельности....