Роль семьи в воспитании ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Дарья Юрьевна Агапова

Ролительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании ребенка"

                                                                       Д.Ю.Агапова


.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста Цели:

*выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;

*выявление психологических особенностей современных детей;

*роль семьи в воспитании детей;

Участники: воспитатели группы, родители детей 5-6 лет.

Предварительная работа : за месяц  до собрания родителям  предлагается ответить на вопросы анкеты.

Анкета для родителей

« Родительские обязанности»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему « Роль семьи в воспитании ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим за сотрудничество.

  1. Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «родительский авторитет».
  2. Укажите состав вашей семьи.
  3. Что вы считаете главным в семейном воспитании?
  4. Что и кто оказывает положительное влияние на воспитание вашего ребенка?
  5. Какой стиль взаимоотношений преобладает в вашей семье: авторитарный или демократический?
  6. Кто в вашей семье больше занимается воспитанием ребенка?
  7. Кто принимает важные решения в вашей семье?
  8. С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
  9. Применяете ли вы в воспитательных целях физические наказания?
  10. Конфликтуете ли вы между собой в присутствии ребенка?

                                                                                      Спасибо!

* Оформить группу пословицами о семье  :

* В гостях хорошо ,  а дома лучше.

*Вся семья вместе, и душа на месте.

* Не нужен и клад, коли в семье лад.

*При солнышке тепло, при матери добро.

* Дружная семья ,  гору сдвинет.

* В родной семье и каша гуще.

* Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Моя семья».

* Подготовить атрибуты для игры « Веселая мастерская»

Ход собрания

1.Информационная часть.

Выступление  воспитателя детского сада

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании ребенка.

Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом РФ и другими актами.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольного брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания , заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты  прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Содействовать благополучию и укреплению семьи, заботится о благосостоянии своих  детей.

Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета. который принимается ребенком как должное.Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

Духовное общение с детьми- одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры,  приобщение  малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи ( в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.

При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустический.

Демократический стиль -  это стиль "согласия"; авторитарный стиль - стиль "подавления";  попустический стиль - ребёнок предоставлен сам себе.

Выступление воспитателя

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм  Гумбольт. Под этими строчками может подписаться  пожалуй любой человек. Однако и по сегодняшний день многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают  самостоятельными  и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован ,опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда  взрослые  бывают   правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится  отличать  плохое    от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

Игра « Веселая мастерская»

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми  нарисовать рисунки на тему «Самый теплый дом».

В конце работы все оформляют выставку. Жюри из состава работников детского сада оценивают рисунки, награждают победителей в следующих номинациях:

  • За мастерство – высокая техника исполнения рисунка.
  • За искренность и теплоту.

Выступление педагога-психолога

Педагог-психолог знакомит с содержанием памятки для родителей

                                                            Памятка

                                                 «Как общаться с ребенком»

  1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
  2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
  3. Интересуйтесь проблемами ребенка. вникайте во все его трудности.
  4. Помогайте развивать способности и таланты.
  5. Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
  7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
  8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
  9. Будьте последовательны в своих действиях.
  10. Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
  11. Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

Подведение итогов собрания, обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в преодолении дефектов речи", "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!...