О мультфильмах...
статья на тему

Приймак Наталья Николаевна

Статья содержит информацию о влиянии мультфильмов на психику ребенка в раннем возрасте. "Как Вы думаете, может ли у ребенка в этом возрасте развиться "мультяшная зависимость"?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_multfilmakh.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

О мультфильмах…

Родители сами подсаживают детей

Еще лет пятнадцать-двадцать назад каждая встреча с добрыми, волшебными мультфильмами была для ребятишек праздником. Стоило только кому-то из родителей крикнуть в окошко: «Мультики!», как вся дворовая малышня со всех ног бежала домой. Сегодня все иначе. Современный технический прогресс сделал просмотр анимации гораздо более доступным. Стопки видеокассет и DVD-дисков позволяют общаться с экранными героями днями напролет. «Спокойной ночи, малыши!» можно смотреть теперь с утра пораньше, а знакомству с полным собранием «Смешариков» легко посвятить все выходные. С позиции былых времен — не жизнь, а мечта! Однако будьте аккуратны, ведь именно здесь неосмотрительных родителей подстерегают неприятности. По мнению психологов, чрезмерная увлеченность мультиками может обернуться настоящей телеманией.

Чаще всего родители сами приучают малышей к мультфильмам. Ведь нет ничего проще, чем усадить ребенка к телевизору и заняться собственными делами. В итоге при частом и длительном просмотре мультиков малыши привыкают к ярким экранным действиям, и со временем потребность в них становится навязчивой. Как победить телеманию? В детской психологии есть такой термин — мультяшная зависимость. За, казалось бы, легким, несколько смешным словосочетанием скрываются весьма нешуточные последствия. Требуя постоянного общения с экранными героями, ребенок подменяет реальность выдуманным миром. И роль пассивного наблюдателя становится для малыша удобной и привычной.

Ребятишки с мультяшной зависимостью отстают и в физическом, и в психологическом развитии. Они не такие активные, не такие бодрые, не такие уверенные в себе. Они требуют помощи, требуют поддержки, не могут самостоятельно справиться с заданием. Все это ввиду отсутствия опыта, ведь вместо того чтобы играть, рисовать, лепить и общаться, малыши часами лицезрели мультики.

Максимум внимания — и проблемы не будет

Как же не допустить мультяшной зависимости? Во-первых, следуя выражению «хорошего помаленьку», строго следить за тем, сколько времени малыш проводит у экрана телевизора, и уж тем более не включать мультфильмы всякий раз, когда хотите отдохнуть или заняться своими делами. Лучшая прививка от телемании — максимум внимания со стороны родителей.

Прежде всего, малышам необходимо общение. С мамой и папой, со сверстниками во дворе. Ничто не заменит ребятишкам совместных прогулок и шумных уличных игр. Дети должны чувствовать мир — живой и настоящий. А мультики — это лишь дополнение, еще один способ познания.

Если же время упущено, если завтракает, обедает и ужинает ваш малыш в компании с экранными героями, а без включенного телевизора ни одеваться, ни играть, ни рисовать он не желает — мультяшная зависимость налицо. Пора принимать меры.

Впрочем, категоричный запрет на общение с экранными героями спровоцирует лишь дополнительный интерес. Отучать малыша надо постепенно. Рисуйте, лепите, мастерите поделки. Постарайтесь занять ребенка чем-то новым и полезным. Как вариант, достаньте с антресолей старые игрушки, купите новый конструктор, замените традиционный вечерний просмотр мультиков прогулками в ближайший парк. Наверняка к такой альтернативе юный почитатель анимации отнесется благосклонно.

Техника безопасности уместна и в телепросмотрах

Еще один немаловажный вопрос, какие именно мультики смотрит ваш малыш. Сегодня, когда на смену доброму Чебурашке и веселому Фунтику пришли всевозможные трансформеры и Роджеры, растеряться в обилии мультипликационной продукции легко. Отсюда несколько правил. Первое и самое главное — мультик должен соответствовать возрасту ребенка.

Начать лучше всего с короткометражных советских мультфильмов, — советуют психологи. — «Лесная сказка», «Веселый огород», «Ореховый прутик». Живые картинки о лесных зверятах подарят малышу массу положительных эмоций и яркие, легкоузнаваемые образы животных. А вот полнометражные часовые ленты лучше отложить до 5—6-летнего возраста. Для маленьких детей это слишком большая нагрузка на зрение и нервную систему. Поскольку малыши трех-четырех лет не всегда улавливают сюжетную линию мультфильма, лучше всего устраивать совместные семейные просмотры и обязательно обсуждать увиденное. Поговорите с ребенком о том, кто прав, а кто виноват и почему главный герой поступил так, а не иначе. Это поможет малышу осмыслить сказочную историю и сделать правильные выводы.

Второе, не менее важное правило — приобретая тот или иной мультфильм, поразмышляйте над тем, что полезного вынесет ваш ребенок из данного сюжета. Классика советской анимации критики, как правило, не подвергается. С котом Матроскиным и Крокодилом Геной все мы отлично знакомы. Да и такие современные российские мультфильмы, как «Лунтик» и «Смешарики», находят у детских психологов лишь самые позитивные отзывы. А вот с зарубежной продукцией все гораздо сложней. Чаще всего критике подвергаются американские и японские мультики. Телепузиков обвиняют в зомбировании, Русалочек и Белоснежек в излишней сексуальности, а покемонов и черепашек-ниндзя в жестокости и агрессивности. Кто-то, быть может, увидит в этом слепой патриотизм и отпечаток детских воспоминаний. Дескать, наше — оно всегда лучше. Ну что ж, не без этого. Однако в мультиках, как и в любом другом произведении, всегда отражена национальная культура и менталитет. Житейская мудрость, если хотите. И спорить с эти бессмысленно.

Долой мусорных героев!

Не бойтесь быть излишне критичными к содержанию мультфильмов. Поведение детей в раннем дошкольном возрасте целиком и полностью основано на подражании. И поскольку реальность от вымысла им не всегда удается отделить, всю мультяшную информацию они воспринимают буквально. Итак, вопрос выбора всегда стоит за родителем. А значит, вы и только вы — главный выпускающий редактор и строгий цензор в одном лице.

Чему может научить трехлетнего ребенка мультфильм «Том и Джерри», если главные герои только и делают, что взрывают и лупят друг друга? Да и трудно, согласитесь, объяснить малышу, что с едой играть нельзя, если веселые Телепузики на экране телевизора то и дело кидаются «пузиблинчиками».

Взять, к примеру, мультфильм «Варежка». Его сюжет схож с русской народной сказкой «Теремок». Все те же лягушка-квакушка, мышка-норушка. У каждого из этих героев свой характер, свое лицо. Над каждым можно пофантазировать, поразмышлять. А вот что можно сказать про тех же Тома и Джерри — вопрос? Зачастую, предлагая малышам пофантазировать, мы сталкиваемся с множеством мусорных героев: люди-пауки, черепашки-ниндзя, рейнджеры. Возможности этих героев во много раз превышают человеческие, но они не несут смысла, философии. Они стереотипны.

И если у мальчиков это, как правило, всякого рода трансформеры, то у девочек безликие красавицы - это лишь пустые образы, они не дают простора для фантазии и творчества. Они просто занимают место. По большому счету, только мы, родители, в ответе за то, какие образы живут в воображении наших малышей. Мультфильмы — это не просто череда ярких, красочных картинок, это один из способов познания мира, это образец для подражания. А значит, к их выбору и просмотру нельзя относиться безответственно.

Педагог – психолог

Приймак Наталья Николаевна