Готовность к обучению в школе - что это такое?
статья (подготовительная группа) на тему

 Александрова Екатерина Александровна

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к обучению в школе - что это такое?

Проблема готовности ребенка к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого следует начинать систематическое обучение. Интерес к указанной проблеме объясняется, как считает Н. И. Гуткина тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки.

Готовность к школьному обучению - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую  и социальную готовность к обучению в школе.

Под физиологической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6—7 лет, появление кризиса говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.

      Психологическая готовность включает в себя  соответствующий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, наличие сформированных навыков самостоятельной деятельности, положительную школьную мотивацию и определенный уровень самоконтроля, т. е. психологическая готовность к школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Интеллектуальная готовность детей к школе - это наличие широкого кругозора и запаса знаний; сформированность начальных умений учебной деятельности; аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу); логическое запоминание; развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации; умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности; развитие фонематического слуха. Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Краткой содержательной характеристикой личностной (мотивационной) готовности к школе является: принятие новой социальной позиции; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; развитие познавательных критериев, любознательности; развитие желания ходить в школу; произвольное управление своим поведением; объективность самооценки; потеря «детскости», непосредственности.

Краткая характеристика социально-психологической готовности к школе - это гибкое владение способами установления взаимоотношений; развитие потребности в общении; умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость; сформированность не боязни трудностей; умение ограничивать эмоциональные порывы; умение систематически выполнять задания; развито «эмоциональное предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности), что в свою очередь будет способствовать благоприятному протеканию учебной деятельности.

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребёнку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребёнка, в системе его отношений с окружающими людьми. Став школьником, ребёнок займет качественно новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Впервые центральное место в жизни ребёнка будет занимать общественно значимая учебная деятельность.

В отличии от привычной ребёнку свободной игровой деятельности учение носит обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьёзного и ответственного отношения.

Поэтому ребёнок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определённого уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьёзными обязанностями.