КРИЗИС 3-ЛЕТ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

ВАСЫСЬ ПОЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

Родительский клуб  по теме « Кризис 3х лет »

 в первой младшей группе « Смешарики »

 

План проведения :

1. Игра  «Приветствие ».

2.Мини  - лекция  « Кризис 3х лет ».

3. Упражнение   « Портрет ребенка в кризисный период ».

4. Мини  - лекция  «Семизвездие симптомов. Проявления  кризиса 3х лет ».

5. Игра  « Диктат ».

    Практическое упражнение  « Загибание листа ».

6.Памятка для родителей  « Что делать взрослым ? »

7.Обратная связь.

 

1. Приветствие.

 

Цель. Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

Материал. Каждый родитель имеет бейджик со своим именем.

Содержание.

Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады вас приветствовать. Сегодня  мы с вами  поговорим о наших детях в непростой для всех возрастной период. Для начала я предлагаю немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения.

         Я предлагаю вам выполнить ряд незатейливых заданий:

  • Скажите «здравствуйте !» все кто пришел сегодня на встречу.
  • Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки.
  • Хлопните три раза по коленкам те, прекрасные сыночки.
  • Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в воспитании детей.
  • Скажите « У-у- у ». Кто хоть раз в жизни не знал,как поступить со своим ребенком.
  • Покажите большой палец вверх те, кто готов что-то изменить в себе ради воспитания счастливого, здорового ребенка.

 

2. Мини-лекция « Кризис 3х лет ».

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития – это относительно  короткие (от нескольких  месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.

Ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.

 

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса – это и прогрессивный качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.

Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим.

В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

 

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

 

Можно ли, действуя грамотно, смягчить появления кризиса?

Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществ качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

 

3. Упражнение   « Портрет ребенка в кризисный период ».

 

- Уважаемые мамы и папы, назовите пожалуйста ,одно положительное качество вашего ребенка (записать на доске или ватмане)

- Спасибо. Как много приятных слов только что прозвучало в адрес наших малышей. Но как и у каждой медали есть обратная сторона, так и у детей есть качества , от которых хотелось бы избавиться, которые мешают ребенку и окружающим.Назовите, пожалуйста негативные качества, которые вам не нравятся в трехлетних детях (записать)

- Можно сказать ,что перед вами сейчас «классический » портрет ребенка в период кризиса. Предлагаю немного подробнее рассмотреть проявления кризиса трех лет.

 

4. Мини - лекция  «Семизвездие симптомов»  кризиса 3-х лет .

 

Первый – ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, что предлагает ему взрослый.

Второй – упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Добивается своего только потому, что он так захотел. Если он пожелал надеть футболку поверх кофты, то никакие логические доводы не убедят его изменить решение.

Третий строптивость. Постоянное недовольство всем, что предлагает мама, отказ от всего, что он послушно делал раньше. Слово «неть» становится основным ответом на любое предложение взрослого.

Четвертый – своеволие. Хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность: может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство и раздражение вечно спешащих родителей.

 

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение.

Пятый – бунт против окружающих. Постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно: бросает мятую бумагу или кубики в пришедших гостей. На проявление внимания со стороны прежде любимой тети отвечает: «Уходи, ты плохая!» И т.п.

Шестой – обесценивание ценностей. Может называть родителей бранными словами, резко меняет отношение к любимым игрушкам, замахивается на них, отказывается играть с ними.

Седьмой – деспотичное подавление окружающих. Стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе.

 

Памятка «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности». (предложит вам Полина Владимировна)

 

• Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

• Как правило, фаза эта заканчивается к 3, 5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

• Пик упрямства приходится на 2, 5 – 3 года жизни.

• Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

• Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

• В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

• Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

 

5. Игра  « Диктат ».

 

            Цель. Осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

   Материал. Длинные шарфы или платки

   Содержание.

Для этого упражнения нужны «добровольцы», двое «играют» роль родителей и один будет играть роль ребенка. Участник- « ребенок»  садится на стул посередине комнаты.

 Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми.

- Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» область сердца) .

- Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему –

   Не трогай! (завязываем руки) .

 

- Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги) .

- Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем  уши) .

-  Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот) .

- А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »

Обсуждение. Во время обсуждения добиться единства мнений, что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.

 Практическое упражнение  « Загибание листа ».

- Возьмите лист бумаги и начинайте его сгибать – как вам будет угодно. При каждом сгибании вспоминайте какие негативные, неприятные слова сказаны вами когда-либо в адрес вашего ребенка.

- А теперь разворачиваем лист и с каждым отгибанием вспоминайте те хорошие, приятные и ласковые слова, которые вы говорите своему ребенку.

-Вы расправили листок, а на нем так и остались эти линии сгибов. так же как и в душе ребенка остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

6. Памятка для родителей  « Что делать взрослым ? »

«Кризис 3-х лет»- определение условное, так как временные рамки кризиса шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3 года 5 месяцев.

  • Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!». Ребенок только этого и ждёт этого.
  • В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».

Если ребенок впадает в истерику:

  • не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно — взять его за руку и увести.
  • не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
  • не старайтесь поднять ребенка с пола.
  • не оставляйте ребёнка одного.
  • не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно.  Ругать нет смысла, шлепки ещё больше будоражат.
  • переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?». Подобные приёмы заинтересуют и отвлекут ребенка.
  • следите за своим эмоциональным состоянием.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

Советы родителям:

1. Проводите больше времени с ребенком, чаще используйте телесный контакт, сопровождая, словами нежности

2. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще обращайтесь к нему по имени

3. Демонстрируйте образцы уверенного, культурного поведения в ответ на агрессию ребенка, будьте ему примером

4. Способствуйте формированию эмоциональной реакции на похвалу (чаще хвалите, но чтобы он знал за что)

5. Избегайте ситуаций, в которой ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле

 

Что могут сделать родители.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй! » Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.! », «А что это там за окном ворона делает? » - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
  • Вспомните, как вы преодолели кризис трех лет, что вынес из него ваш ребенок.
  • Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и игры и упражнения.

imageimage

 

7.Обратная связь.

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный и продуктивный разговор. Вы понимаете что многие вопросы не раскрыты- мы с вами не затронули. Кое - что осталось для вашего размышления. Просим Вас оценить нашу сегодняшнюю работу и ответить на несколько коротких вопросов. Закончите три предложения :

Из сегодняшнего разговора я поняла…

Мне понравилось…

Хотелось бы продолжить разговор на тему….

Благодарим вас за работу!

 

Ведущий подводит итог собрания. Затем он передает мяч по кругу и просит каждого из участников высказаться о своих ощущениях. После этого участники благодарят друг друга за совместную работу и прощаются.

 

 

Бланк обратной связи   

Тема  родительского клуба  « Кризис 3х лет »

 

Закончите эти  предложения :

Из сегодняшнего разговора мне стало понятно…

Мне понравилось…

Хотелось бы продолжить разговор на тему….

                                               Благодарим вас за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....