Память детей дошкольного возраста с ОНР
статья по теме

Бодрова Оксана Николаевна

  Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного. Этот феномен давно известен человечеству.

  Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

  Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Память у детей дошкольного возраста с общими нарушениями речи

  Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного. Этот феномен давно известен человечеству. Еще древние греки поклонялись богине памяти Мнемозине, поэтому процессы, связанные с памятью, называют мнемическими процессами (от греч. мнема — память).

  Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

  Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

  Трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создание новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познавательных способностей без учёта закономерностей памяти.

   Развитие памяти непосредственно связанно с развитием    общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти.

Любая деятельность , которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, трудовая деятельность – основана на том , что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы  ребёнок успешно овладевал учебной деятельностью,  у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды и процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

 Изучение литературных данных показало, что у детей в возрасте         5-7лет преобладает наглядно – образная память, но на протяжении всего этого периода возникает и развивается словесно – логическая память. Формируются предпосылки для овладения логическими приёмами.

  К концу дошкольного возраста господствующим видом памяти  остаётся непроизвольное образное, зрительное запоминание. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда возникает соответствующая задача в их деятельности и когда это требует взрослый.

  Память всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер.        

  Основным условием успешного развития процессов запоминания и воспроизведения у дошкольников с ОНР является целенаправленная систематическая деятельность педагога.

В специальной литературе изучение проблемы запоминания и воспроизведения    занимались такие авторы как: Бородич А.М., Власенко И.К., Левина Р.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Чиркина Г.В.,  Швайко Г.С..

     Изучение логопедической литературы показало, что нарушение речи неизбежно влекут за собой снижение уровня фонематического восприятия , что обуславливает снижение скорости, точности, дефференцированности . В связи с  этим снижается способность к переработке, хранению и использованию информации, наблюдается недостаточная осмысленность запоминаемого материала.

    Таким образом ,особенность процессов памяти у детей с ОНР могут быть связанны  с особенностями и трудностями  уровня фонематического восприятия находящийся в определённой зависимости от выраженности лексико - грамматического  недоразвития речи. Процессы памяти у детей с ОНР развиваются по общим закономерностям.

    Анализ методической литературы свидетельствует о разнообразности мнемических приёмов, которые применяются в работе с нормально говорящими детьми и могут использоваться с детьми с диагнозом ОНР, т.к было сказано выше, что процессы памяти развиваются по общим закономерностям.    

    Игры и упражнения можно использовать с целью развития разных видов и процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...

Развиваем память, задания для детей дошкольного возраста

Задания для детей на развитие памяти, внимания...

Консультация для воспитателей "Память детей дошкольного возраста"

Рекомендации воспитателям по развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Развиваем память детей дошкольного возраста

Эта подборка создана для домашних занятий родителей с детьми дошкольного возраста....