Консультация для родителей на тему «Монотипия как вид печатной графики, используемый для развития изобразительного творчества дома и в детском саду»
консультация на тему

Жукова Елена Евгеньевна

Консультация для родителей на тему

«Монотипия как вид печатной графики, используемый для развития изобразительного творчества дома и в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_monotipiya_na_temu.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Монотипия как вид печатной графики, используемый для развития изобразительного творчества дома и в детском саду»

Цель: познакомить родителей с монотипией как видом печатной графики в целях использования её для создания детских творческих работ в условиях дома и детского сада.

Задачи:

  1. сформировать представление родителей о современном виде изобразительного искусства – монотипии;
  2. раскрыть особенности произведений, выполненных в технике монотипии;
  3. рассказать родителям о материально-технических средствах (материалах, инструментах, принадлежностях), с помощью которых осуществляется изготовление работ в технике монотипии;
  4. продемонстрировать на основе образцов и детских работ разнообразие изобразительных возможностей техники монотипии;
  5. научить родителей нескольким практическим приёмам изображения предметов, выполняемых в технике монотипии разными изобразительными материалами и инструментами.

Ход консультации:

  Монотипия (от греческого monos -  один, единый и tupos – отпечаток) – одна из простейших графических техник, сочетающая в себе качества эстампа и живописи (одно касание, прикосновение, надавливание, выполненное за один прием!). Монотипия – это техника свободы и Божественного вмешательства! 
 Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается.

  Но непредсказумостью вполне можно управлять! Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения. Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству. В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

  Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Это про Вас? Тогда дерзайте! Какие же материалы и инструменты требуются для создания монотипии?

  На гладкой поверхности (пластмассовой доске, толстой глянцевой бумаге, стекле, оргалите, камне, металлической пластине…) делается рисунок. Подойдет все!  Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень! Краска наносится на поверхность, чем угодно: руками и пальцами художника, кистью, мастихином, шпателем, валиком… Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

  Но нам, начинающим пробовать что-то изображать в этой технике, подойдёт  акварель, акрил, гуашь, бумага – начинаем с этого. Итак, на готовый рисунок сверху накладывается лист бумаги и придавливается валиком или руками к поверхности. Разнообразие фактур и переходов цвета достигается с помощью сдвига при нанесении оттиска. Лист снимается плавно.  Получается что? Правильно -  оттиск в зеркальном отображении. И он, сами понимаете, всегда уникален! Иногда можно сделать до трех оттисков, и они не повторят друг друга. После высыхания работе придается завершающий штрих. Многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии. Когда автор доделывает рисунок поверх монотипии фактурными пастами, маслом, темперой, акрилом, можно говорить о смешанной технике. Прелесть монотипии в непредсказуемости, в ощущении ожидания чуда! Ну, а количество красок в монотипии – любое. Однако, вспомним рассуждения на эту тему Ж..-Б.С.Шардена: «Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Нельзя не согласиться с этой мыслью.

  А теперь продемонстрируем на основе репродукций работ художников, образцов и детских работ разнообразие изобразительных возможностей техники монотипии.

Обратите, пожалуйста,  Ваше внимание сначала на образцы с изображением деревьев, выполненных в технике монотипии гуашью и акварелью. Симметричное изображение кроны дерева, его ствола достигается ещё за счёт сгиба листа. Гуашевые оттиски имеют более рыхлую, сочную фактуру, а акварельные -  нежные и  плавные цветовые переходы.

Сейчас внимательно рассмотрите работы: «У подножия Фудзиямы», «Молодая японка на прогулке». Ограниченная цветовая палитра этих работ лишь подчёркивает изящество образов, напоминая японский стиль суйбоку. Работа «Мулен Руж» (Кокая Лия) представляет собой симбиоз монотипии и графики, а монотипия «Присутствие» (Александр Демышев) за счёт добавления деталей, выполненных рукой художника, являет собой полёт фантазии, умело сочетающей в себе линии с цветовыми пятнами.

  Теперь познакомимся с детскими творческими работами на морскую тему: «Рыбки в глубинах океана» и «Осьминог». На этих работах, как мы видим, фон окружающей среды, выполненный в технике монотипии,  весьма гармонично дополняет образы морских обитателей, написанных вторым слоем поверх монотипии гуашевыми красками.

  Следующим нашим шагом по ознакомлению с монотипией будет изучение образцов несложных пейзажей и насекомых и освоение нескольких практических приёмов изображения этих предметов разными изобразительными материалами и инструментами.

Такие задания используются в процессе обучения в детском саду. Подобные творческие работы  Вы можете создать с детьми и дома.

  Практическая часть: а) показ изображения горного пейзажа, выполненного в холодной цветовой гамме; показ изображения лесного пейзажа, выполненного в тёплой цветовой гамме с помощью пластиковой доски акварельными и гуашевыми красками; показ изображения насекомых: бабочки, стрекозы; демонстрация украшений образов деталями, выполненных кистью на основе согнутого пополам листа бумаги.

  Практическое выполнение работ родителями.

  В заключительной части нашей консультации хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия! 
Мы надеемся, что монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных радостных мгновений в процессе общения, занятий творчеством со своим ребёнком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая гостиная "Занятия изобразительной деятельностью дома и в детском саду"

как помочь родителям привить  детям желание заниматься изобразительной деятельностью, какие материалы и оборудование нужно приобрести...

Консультация для родителей на тему: «Монотипия - как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством монотипии....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

мастер класс Рисование солью на занятиях по изобразительному творчеству в старшей группе детского сада».

представление педагогического опыта по использованию нетрадиционных техник рисования для развития у дошкольников интереса к изобразительному творчеству....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....