Главные вкладки

    Консультация (младшая группа) на тему:
    Развивающие игры для детей 2-3 лет.

    Помиркованая Леся Виталиевна

    В данном материале вы найдете интересные игры для развития малыша. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                    Развивающие игры для детей 2-3 лет

              Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Без них развитие будет неполным и несовершенным. Для того чтобы организовать такие игры, взрослые должны в какой – то степени экспериментировать и чутко реагировать на темп и характер развития малыша. В этот период жизни только они смогут определить, что ребёнку интересно, а что  нет, что у него получатся лучше, а что пока не идет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша, сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности  занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует помощи или обучения взрослого, это значит, что возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете, и потому оно не имеет должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего плохого в том, если малыш поиграет в игру, которая ему легка и приятна, но для развития нужны игры, в которых ребенок знакомится с новыми качествами и свойствами предметов, которые требуют умственного или волевого усилия, дарят и ребёнку и взрослому радость открытия и преодоления. В этих играх роль и помощь взрослого бесценны.  

                Игры, в которых используются действия с предметами, развивают восприятие, внимание, память мышление и речь ребенка раннего возраста. Вот почему, помимо усвоения предметных действий (нанизывания пирамиды, складывания башни из кубиков), следует, играя, учить малыша всем необходимым представлениям о величине, форме, цвете, пространственном расположении предметов, количестве (много или мало), учить составлению целого из частей, разделению целого на части. И наконец, вводить в представления ребенка заместители предмета — картинки с изображением конкретного характера (мишки, зайки, куклы) либо же изображения различных форм и цветов. Для организации обучающих и развивающих игр (в языке многих народов «играть» означает «учиться») можно использовать различные составные игрушки, вкладывающиеся друг а друга, специальные строительные игры и материалы, мозаику, состоящую из различных геометрических форм разного цвета.

    Складывание пирамиды

     «Построение дорожки». Перед ребенком ставится задача сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. (Сначала можно складывать, не обращая внимание на величину колец.) Для этой игры возьмите пирамидку из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить «башенку». Покажите ребенку, как можно повертеть кольцо пирамиды на пальце. Можно разложить кольца пирамиды на столе вперемежку, а затем показать, где большое, где поменьше, и предложить малышу найти самое маленькое кольцо (или же наоборот, начинать с маленького и искать большое). Ребенка, сложившего пирамидку, нужно учить навыкам самоконтроля — для этого малыш должен провести рукой по пирамидке и определить, гладенькая ли она, ровненькая ли. Пирамидка, сложенная неправильно, на ощупь неровная.  Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для обучения умению различать цвета. Игра взрослого с ребенком должна сопровождаться показом и речевым объяснением, инструктированием, одобрением. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамид из 3-4 колец разного цвета. Ребенку, который уже умеет нанизывать кольца, взрослый предлагает разобрать свою пирамидку (то же самое делает он и со своей) и, показывая самое большое кольцо, обращается к малышу: «Найди такое же». Если малыш ошибается, он показывает ему самое большое колечко и первым надевает его на стержень. Затем малыш получает задание: «А теперь найди вот такое, поменьше» и т.д. В рамках этой игры взрослый учит ребенка раскладывать на столе кольца пирамиды от большего к меньшему, объясняя и показывая различия между колечками.

            Другой вариант игры — подбор нужного кольца по цвету. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: «Найди такое же красное колечко» и т.д. Для того чтобы научить малыша воспринимать основные цвета, организуйте игру «Найди все красные, зеленые, желтые предметы». При складывании пирамиды важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, также на ощупь исследовать, правильно ли сложена пирамида. Разговаривая с ребенком, помните о том, что ему необходимо ваше постоянное одобрение и что с помощью своего объяснения вы учите его быть внимательным, следовать образцу и исправлять ошибки.

             На втором и третьем году жизни малыши по-прежнему любят играть с мелкими предметами. Существует старинная русская игра в бирюльки. Она состоит в умении помещать и вытаскивать из коробочки различные мелкие предметы. В условия игры входит умение доставать из вороха мелочей специальной лопаточкой один предмет за другим и помещать его в коробочку обратно. Это правило чаще всего невыполнимо для малышей этого возраста, и потому пусть малыш просто будет доставать предметы руками. Летом можно складывать в коробочки различные камешки или ракушки и прочий природный материал. Вы внесете много разнообразия в складывание предметов в коробочки, если поиграете с малышом в игру «Отгадай, что в коробочке?» Для этого вы должны потрясти наполненную коробочку и просить ответить, что в ней. Ознакомление с различными звуками и шумами также входит в задачу развивающих игр. С помощью этой игры вы сможете обратить внимание ребенка на те звуки, которые издают легкие, но крупные предметы, например грецкие орехи, на звук небольших зернышек или же семян, звук текущей воды, а также на отсутствие звука в пустой коробочке. Малыш, в опыте которого были различные слуховые впечатления, гораздо больше увидит и услышит на прогулке. Если вы обратите его внимание на стук дождя, шуршание осенних листьев, шелест деревьев, пение птиц и пр. Для развития мелких движений руки также очень хорошо использовать мозаику, состоящую из предметов, заканчивающихся втулочной, которую нужно воткнуть в дырочку на специальной плоскости. Можно использовать игры, требующие открывания и закрывания коробочек. Для этой цели обклейте спичечные коробки яркой бумагой, склейте их между собой так, чтобы получился «комодик», и предложите малышу выдвинуть и задвинуть «ящички». В коробочки можно также складывать предметы и доставать их оттуда. На третьем  году жизни можно дать малышу небольшую кастрюльку, в которую поместится игрушечная посуда или же какие-то небольшие предметы кухонного обихода, пластиковые крышечки, ситечко, крышки, только с одним условием — предметы не должны быть острыми, колющими и опасными для жизни и здоровья малыша.

             Игра «Найди все предметы одного цвета». Перед малышом раскладывают самые разные предметы красного цвета (это могут быть также и картинки — вырезанное из бумаги красное яблочко, красный воздушный шарик, красная шапочка и пр.), а рядом кладут предметы другого цвета. Выполняя это игровое задание, малыш должен соотнести имеющийся у него образец с цветом остальных предметов. Для этого ему дают в руки красный кубик или колечко от пирамиды и просят найти такой же, такого же цвета.

              Игра «Чей это домик» может быть использована для развития восприятия формы. Взрослый использует для этой игры коробочки разной формы (их можно склеить из плотной бумаги или картона). У коробочки должна быть соответствующая крышечка. В каждую коробочку следует поместить игрушку (куколку, медвежонка, зайчика). Сюжет должен быть обыгран, вы говорите малышу: «Вот домики для игрушек, этот домик кругленький и крышечка у него кругленькая, а вот домик прямоугольный, у него, если провести рукой, ты нащупаешь стенки и крышечка у него с углами». Рассказ следует сопровождать ощупывающими действиями малыша. В круглом домике живет мышка-норушка, а в домике с углами — петушок-золотой гребешок. После этих слов поместите игрушки в домики. «Закрой крышечкой домики», — обращаетесь вы к ребенку, при этом сначала покажите, как можно приложить крышечку к каждой коробочке. Если ребенок не выполняет задание правильно, вы вновь возвращаетесь к игровому сюжету и учите малыша приложить крышечку к коробочке, но, чтобы увидеть, подходит ли она, для этого пусть проведет пальчиком по плоскости. Если ребенок не может выполнить действия правильно, это не страшно. Такая игра постепенно подготовит его к правильному восприятию формы, а это необходимо для маленьких детей.

           Вы можете также предложить малышу несколько различных коробочек, они могут быть одной формы, но разной величины, и в них могут «жить» одинаковые, но отличающиеся размером (большие, средние и маленькие) матрешки. Каждой коробочке соответствует своя матрешка. Игра состоит в том, что малыш должен правильно определить подходящий для матрешки размер домика.
            Игра «Три медведя». Предварительно прочтите малышу сказку Л.Н.Толстого «Три медведя». Приготовьте для игры трех медведей разного размера (их можно нарисовать, раскрасить и вырезать из плотной бумаги или картона). Подготовить игрушки для игры можно вместе с малышом, тогда игра станет для него особенно привлекательной. Затем вы из коробок делаете три стула, три кровати (все разного размера), ставите на стол три разные тарелки, чашки и пр. Сюжет можно разыграть в лицах. Все это значительно облегчит задачу по восприятию предметов различной величины.

             У ребёнка, игрой которого руководит взрослый, в процессе игры развивается внимание, сосредоточенность, аккуратность, любознательность, активность, умение доводить все до конца.

             Такие игры создают положительный эмоциональный настрой, желание поделиться игрушками с другими детьми, формируют нравственное поведение ребёнка.

    Играйте и развивайте своего малыша.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивающие игры для детей 2-3 лет

    Развивающие игры для улицы. Развивающие игры для дома....

    Развивающие игры для детей 2-3 лет

    Консультация для родителей по логопедии...

    Развивающие игры для детей 2-3 лет.

    В данном материале подобраны игры на развитие мелкой моторике рук у детей младшего дошкольного возраста...

    Развивающие игры для детей 2-3 лет

    игры на развитие мелкой моторики для 2-3 лет...

    Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 2 – 3 лет»

    Консультация для родителей«Роль развивающих игр для детей 2 – 3 лет»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возр...

    Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 2 – 3 лет»

    Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности....

    Консультация для родителей в первой младшей группе «Развивающие игры для детей 2, 3 лет»

    Консультация для родителей в первой младшей группе «Развивающие игры для детей 2, 3 лет»...