Идем в школу. Страхи первоклассников.
статья (подготовительная группа) на тему

Волошина Татьяна Сергеевна

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.

Как же помочь ребенку справиться со страхом перед школой и почувствовать уверенность? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idem_v_shkolu._strakhi_pervoklassnikov.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый третий ребенок идет в первый класс с позитивной установкой, которая в психолого-педагогической науке носит название «позиция школьника». Она включает в себя три устремления первоклассника - это

  • социальная мотивация (потребность быть хорошим);
  • познавательная мотивация (хочу знать, уметь, интересно же);
  • потребность в саморазвитии я все смогу).

В норме ребенок идет в школу без страха, он хочет выполнять новые требования, которые ему предъявляет новый социальный статус школьника. Однако не всегда обретение школьных навыков для ребенка дается легко и в дальнейшем это все может превратиться в тревожность, боязнь, страх.

Испытывать те или иные страхи для первоклассника совершенно нормально. Проблема в том, что они не всегда перерабатываются и преодолеваются, а укрепляются, отрицательно сказываясь на поведении и успеваемости первоклассника. К концу первого учебного года, по статистике, не менее 25% детей «наживают» себе серьезные нервно-психологические трудности.

Часто, это бывает из–за того, готов ли ребенок к школе или нет. Ведь часто бывает, что к шести годам ребенок полностью «созрел» для школьного обучения, а бывает, что и к семи еще не готов идти в школу и выполнять новую социальную роль. Если обратиться к психологической литературе, Выготский хорошо описывал этот аспект. Он говорил о двух возрастах ребенка:

а) календарный (биологический) возраст;

б) интеллектуальный возраст.

Календарный (биологический) возраст у каждого ребенка свой, у одного раньше, у другого позже. Поэтому, один ребенок, поступивший в первый класс, может оказаться, что не умеет ни читать, ни писать, ни считать, но зато когда наступит его календарный срок, он сможет гораздо быстрее и эффективнее развиваться во всем по сравнению с другими детьми, которые пришли в 1 класс, умея читать, писать и считать.

Также можно отметить ряд страхов, которые возникают у первоклассников в течение первого года обучения – это страх не понять объяснений учителя; забыть, не расслышать, не записать, что задано. Страх, возникающий в такие моменты, когда учитель начинает опрос, открывает классный журнал, спрашивает, кто хочет ответить. Страх отвечать у доски. Страх получить замечание. Страх получить плохую отметку. Страх не получить хорошую отметку, а тем самым как бы утратить статус хорошего ученика, не соответствовать потребности быть хорошим. Страх перед родительским собранием, вызовом родителей в школу. Страх ошибиться – ответить, написать или что-то сделать неточно, неправильно. Страх перед чистой страницей. Страх перед помаркой. Страх не справиться. Особенно не справиться с тем, с чем все остальные ребята справились. Страх, что не хватит времени. Страх порицания – «будут ругать». В целом это страх не соответствовать новой социальной роли и тем требованиям, которым первоклассник хочет соответствовать. По сути, это страхи объективные, говорящие о том, что у ребенка формируется чувство долга и ответственности. Но опять же, проблема в том, что страхи могут так и остаться страхами, не перейдя на новый качественный уровень – ответственности и собранности.

Важно помочь ребенку переработать его страхи. А для этого – сначала узнать, что происходит с ребенком, поговорить с ним. Ни в коем случае не высмеивайте ребенка и не отмахивайтесь от его страха. Нужно понять причину этих страхов. Не ставьте в ему в пример других детей, не стыдите его. И у Вас обязательно все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Идем в школу всей семьей»

Выявить личностно-психологическую готовность детей к школе и позицию родителей в ожидании школьной жизни ребёнка.Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного о...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников «Идем в школу с радостью»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Психологический тренинг для родителей будущих первоклассни...

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на заседании «Школа будущего первоклассника» «Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника (будущего первоклассника)»

Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности по вопросу "Использование эффективных педагогических технологий в учебно-игровой деятельности дошкольника"...