"ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВИДЕНИЯ" рекомендации для педагогов и родителей.
консультация на тему

Ирина Леонидовна Доспалова

В рекомендациях  представленна   игровая деятельность  по развитию  зрительного восприятия у воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_igry_dlya_razvitiya_osmyslennogo_videniya.docx403.2 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСЕЛЫЕ  ИГРЫ   ДЛЯ   РАЗВИТИЯ   ОСМЫСЛЕННОГО   ВИДЕНИЯ

Развитие осмысленного видения у детей — важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.

ПРИВЕТ, ГЛАЗКИ!

ОПИСАНИЕ: Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом, дети учатся устанавливать контакт друг с другом.

Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: Сядьте в круг на стулья (или на пол).

Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза… серые глаза… зеленые глаза… голубые глаза.

Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»?

Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому-нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга: пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами…

(Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.

ПРИЩЕПКА ДЛЯ БЕЛЬЯ

ОПИСАНИЕ: Задача участников — попадать в цель, закидывая прищепки в емкости с разными — маленькими или большими — отверстиями. Важно, что каждый ребенок может выбирать, в какой именно сосуд ему целиться. Таким образом, он может оценить свои возможности и выбрать посильную для себя задачу. Кроме того, в этом упражнении дети тренируются в умении фиксировать цель и следить глазами за движущимся объектом. То обстоятельство, что они могут подниматься со своего места, делает для них задачу особенно привлекательной.

МАТЕРИАЛЫ: вам понадобятся прищепки и емкости с отверстиями разной ширины — например, консервная банка, коробка из-под обуви, корзина для бумаг, цилиндрическая ваза и т.д.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ:  Я хочу посмотреть, как хорошо вы умеете целиться. Один из вас садится на этот стул и получает три (или больше) прищепки. Он должен попробовать закинуть эти прищепки в одну из емкостей. При этом он сам решает, куда будет кидать прищепки — в коробку, банку или вазу. Посчитайте количество попаданий. Каждая прищепка, которая падает в емкость, считается попаданием.

(В начале упражнения вы можете сами поставить перед ребенком одну из емкостей. Спросите у малыша, удобно ли она расположена).

Если группа большая или дети уже знакомы с этим упражнением, вы можете разделить ребят на тройки или четверки и поэкспериментировать, перемещая емкости в пространстве.)

КАРАНДАШ.

ОПИСАНИЕ: С помощью простых предметов дети могут поучиться концентрировать взгляд и ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛЫ: на каждого ребенка два новых, круглых, незаточенных карандаша.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: (Чтобы привлечь внимание детей, начните с упражнений на удержание равновесия.) Можете ли вы удержать карандаш, который лежит поперек вашего указательного пальца? Сможете ли вы удержать его на другом пальце?.. А на другой руке? Сможете удержать его на лбу? Или на носу? Где вы вообще сможете его удержать?

Теперь положите, пожалуйста, карандаш на пол. Покатите карандаш по полу одним пальцем. А теперь покатите другим пальцем. Можете ли вы катать карандаш кончиками пальцев?

Ложитесь на пол и попробуйте катать карандаш с помощью вашего дыхания. Для этого возьмите книгу и положите ее на пол рядом с карандашом. Подуйте на карандаш так, чтобы он попал в цель — дотронулся до книги. Попробуйте увеличить расстояние от карандаша до книги. Еще немного увеличим расстояние. (Это задание вдохновляет детей, но не следует делать более трех попыток — упражнение не должно привести к гипервентиляции.)

А сейчас положите карандаш так, чтобы один его конец смотрел вперед. Покажите мне, как вы двигаете карандаш с помощью больших пальцев вперед, потом назад, в одну сторону, в другую. При этом конец карандаша должен все время указывать одно и то же направление — смотреть вперед.

А сможете ли вы двигать карандаш с помощью других частей своего тела? Можете ли вы при этом следить за тем, чтобы он все время указывал одно и то же направление?

Теперь положите на пол два карандаша рядом, на небольшом расстоянии друг от друга. Карандаши должны лежать параллельно друг другу и смотреть вперед. (Покажите их расположение на примере.) Знаете ли вы, что значит слово «параллельно»? Можете ли вы двигать карандаши вперед только большими пальцами, и при этом следить за тем, чтобы они оставались параллельны друг другу? А можете ли вы двигать их назад? Можете ли вы двигать их как-то еще, чтобы они оставались параллельны?

А теперь снова положите их параллельно друг другу, но на таком расстоянии, чтобы вы могли прыгать между ними. Прыгните в пространство между карандашами. Выпрыгните оттуда…

Теперь, прежде чем вы снова прыгните между карандашами, сделайте расстояние между ними больше. Прыгните между карандашами… и еще раз… Вы можете прыгать на двух ногах одновременно или на одной ноге, как захотите. Сделайте расстояние еще больше… Хорошо!

ВОКЗАЛЫ

ОПИСАНИЕ: Чтобы вызвать у детей интерес, в этой игре мы используем простые истории. Когда дети заинтересованы, они могут выполнять несколько связанных друг с другом заданий одновременно. В первую очередь они должны научиться выстраивать маршрут и следовать ему. Это требует внимания и собранности. Более того, дети могут передвигаться разнообразными способами, а также потренироваться удерживать равновесие и координировать свои движения.

МАТЕРИАЛЫ: вам понадобится один моток клейкой ленты, чтобы обозначать рельсы, и стулья, чтобы обозначать вокзалы. В начале игры прикрепите к полу клейкую ленту, отмечая интересный, изобилующий поворотами путь, так чтобы она образовала одну непрерывную линию. Какие-то участки пути могут быть прямыми.  Какие-то — извилистыми. Вы можете сделать путь более интересным и увлекательным, соорудив на нем туннель (стол) и сделав объезды углов или крупной мебели. Каждый вокзал обозначается стулом, который расположен над путями. Вокзалов должно быть столько, чтобы с каждого из них могла стартовать группа из двух или трех детей.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 3 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: Когда вы последний раз путешествовали по железной дороге? Смотрите, что здесь построено. Клейкая лента на полу показывает, где находятся рельсы, по которым ходят поезда. Стулья — это вокзалы, на которых поезда делают остановки. А вы будете поездами с пассажирами, которые едут из одного места в другое.

Я хочу, чтобы вы отправлялись с вокзала вдвоем, поэтому станьте так, чтобы у каждого вокзала было по два человека. Теперь нам надо узнать, в каком направлении будут ходить поезда. Вы можете показать мне, в каком направлении вам удобно двигаться. Хорошо!

Сначала вы должны быть прыгающим поездом. Станьте, расставив ноги, над линией и прыгайте до ближайшего вокзала, где мы выйдем из поезда, чтобы купить,  что-нибудь поесть…

(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите их, что именно они купили.)

Сейчас поезда отправятся дальше. Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайший вокзал. Теперь поезд должен прыгать только на одной ноге. Вы сможете удержать равновесие и прыгать на одной ножке? Когда вы достигнете ближайшего вокзала, мы сделаем перерыв, и вы сможете купить себе, что-нибудь попить... (Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите, что именно они купили себе попить.)

Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайшая станция. Теперь поезд должен добираться до нее, как крокодил, передвигаясь по полу на руках и ногах. Пути находятся между вашими руками и ногами, поэтому вы должны двигаться до ближайшего вокзала медленно. На следующей станции мы сделаем перерыв, чтобы купить что-нибудь, во что вы сможете поиграть.

(Пусть дети сообщат, что именно они купили на этот раз. Дайте им возможность немного поиграть в воображаемую игру с тем предметом, который они купили. При необходимости помогите организовать игру. Затем переходите к завершающему этапу.)

А теперь мы уберем все вокзалы, и у нас получится одна бесконечная железная дорога. Станьте так, чтобы линия была между вашими ногами. Положите руки на плечи ребенка, стоящего перед вами. Первый ребенок — локомотив, остальные — вагоны. Пусть ваши руки будут вытянуты так, чтобы вы могли видеть пол. Теперь покажите мне, как поезд медленно отправится в путь и проедет по всей дороге.

СПИЧКИ БЕЗ ГОЛОВОК

ОПИСАНИЕ: Мы можем потренировать зрительную память детей и поучить их удерживать мелкие предметы. Дети должны координировать движения глаз и рук и тщательно контролировать движения тела. Лучше, если ребята будут босиком.

МАТЕРИАЛЫ: вам понадобится три спички без головок на каждого ребенка, которые следует приготовить до начала игры.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 4 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ. Я хочу посмотреть, можете ли вы играть с совсем мелкими предметами. Я дам каждому из вас по спичке. Сядьте здесь. Теперь вы можете попробовать, как спичка держится на вашем пальце. Покажите мне, что вы делаете… Хорошо…

Сейчас вы получите вторую спичку. Положите обе спички на два разных пальца той же руки. Вы можете их удержать?... Я дам вам еще и третью спичку. Можете ли вы удержать все три спички на трех разных пальцах той же руки?… Молодцы!

Теперь попробуем с другой рукой. Сначала одна спичка… потом две… потом три. А сейчас подвигайте рукой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не попадали с пальцев?

Можете ли вы удержать все три спички на руке, на верхней части кисти, на плече, на предплечье?

Попробуйте с другой рукой. Подвигайте ею. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не упали?

Теперь я хочу посмотреть, можете ли вы удерживать спички на ноге. Можете ли вы удержать спички на ступне, на колене или на бедре? Подвигайте ногой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не падали?

Теперь попробуйте с другой ногой. Удерживайте все три спички и покажите мне, как вы будете при этом двигать ногой…

Можете ли вы удерживать три спички между пальцами ног, когда медленно идете? Идите очень осторожно и удерживайте спички пальцами ног…

Теперь попробуйте идти и удерживать спички другой ногой…

А сейчас покажите, как вы сможете удержать три спички на себе, если будете медленно двигаться. Выберите три места, где вы хотите положить спички, и покажите мне, как вы двигаетесь, чтобы спички не падали…

Положите спички на три других части вашего тела. Старайтесь использовать обе стороны тела. Идите медленно, чтобы спички не упали… Хорошо.

КОГО НЕТ?

ОПИСАНИЕ:. В этом упражнении тренируется зрительная память детей. Для его выполнения участники группы должны быть знакомы друг с другом более двух месяцев. За это время развивается определенное чувство единения, и они с интересом реагируют на вопрос «Кого нет?».

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: от 5 лет.

ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: Все вместе сядьте в круг на пол. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Кого нет?».

Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.

Если угадывающий ребенок не понимает, кто спрятался, то спрятавшийся ребенок может помочь ему, сказав, например, следующее:

«Так звучит мой голос.  Я ношу очки.   Я подруга Яны».

Потом другой ребенок прячется за дверь…

ИСТОЧНИК.   К. Фопель. Из книги "Привет, глазки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и упражнений по социальному развитию детей с ОВЗ педагогам и родителям.

Картотека может быть использована как педагогами в образовательной деятельности, так и родителями в домашних условиях....

Значение развития связной речи .Консультация педагогам и родителям.

По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоят...

Консультация для педагогов "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию"

Консультация для педагогов ДОУ  "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию (из собственного опыта)"...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом.

Физическую культуру  мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу  всех типов, на всех этапах образования. Работа с детьми — аутистами на занятиях фи...