Родительское собрание
материал (старшая группа) на тему

Курасова Татьяна Николаевна

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

Предварительная работа:

  • Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;
  • Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;
  • Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;
  • Организовать чаепитие;
  • Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Анкета для родителей.

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.

  1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
  2. Какие виды народного искусства вы знаете?
  3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
  4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
  5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?
  6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

Спасибо за сотрудничество!

Ход собрания.

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

(Выступление воспитателя)

1.Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.

Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.

      Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.

       Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

2.Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.

О дружбе:

  • Птица сильна крылами, а человек друзьями.
  • Не мил свет, коли друга нет.
  • Крепкую дружбу топором не разрубишь.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
  • Дружба и братство – лучше богатства.

О природе:

  • Мороз не велик, а стоять не велит.
  • Солнце пригреет, все поспеет.
  • Первый снежок не лежок.
  • Снег на полях – хлеб в закромах.
  • Зимою шубка не шутка.
  • Лето собирает, а зима поедает.
  • Вода на лугу, сено в стогу.

О труде:

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Без трудов нет и плодов.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Делу время – потехе час.
  • Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
  • Муравей не велик, а горы копает.

    3. «Веселая мастерская»

Пока звучит русская народная музыка воспитатель и дети переодеваются в народные костюмы.

Ведущий (воспитатель):

Здравствуйте, люди добрые,

Что вы сидите, грустите,

Друг на друга не глядите?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

На скрипучей на телеге

Да на сивой лошади!

Ехал дед на хуторок,

Потерял свой коробок.

К коробу подходят дети.

1 ребенок.  

Эй, заглянем в короб тот,

Может сказка там живет.

2 ребенок.

Ой, глядите, чудеса

Тут такая красота.

Дети достают предметы и показывают родителям.

3 ребенок.

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

4 ребенок.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

5 ребенок.

А вот поднос, сам всю дорогу нес.

Не цветы, а просто диво!

Нарисованы красиво.

Маки, лютики, ромашки

Оживут из русской сказки.

6 ребенок.

Поражает всех она,

Расписная хохлома!

Все изделия выставляются на общее обозрение.

Ведущий:

Дорогие гости, сидеть без дела не годится.

Ваше старанье нам пригодится.

Закатайте рукава,

Краски, кисточки, вода-

Все для вас имеется,

Пусть никто не ленится.

Родители вместе с детьми под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.

    После завершения оформляется выставка работ.

В группу вбегает ребенок – скоморох, в руках у него леденцы на палочках.

Ой, люди добрые,

Люди умелые,

Дайте на красоту посмотреть,

На ваши работы поглазеть.

Вот так диво, как красиво!

Заслужили вы призы,

Вам в награду за уменье

Эти чудо – леденцы!

Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие. В оформлении используются самовары, вязанки сушек, к чаю подаются ватрушки и блины.

4. Чаепитие «Самовар – барин да ватрушки – подружки».

5. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...