ДОУ и семья как единое пространство развития ребенка
консультация (средняя группа) по теме

В данной консультации говорится о необходимости для ребенка иметь брата или сестру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

«У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…» - эти слова старой

песенки знакомы не только детям, но и нам, взрослым. С улыбкой слушаем

мы «детский монолог», хотя где-то в душе нам жаль этого малыша, и мы

искренне сочувствуем его одиночеству.

Отец, мать, ребёнок.В наше время семья в таком составе не редкость. В

связи с этим существует проблема воспитания ребёнка в семье. Очень важно,

чтобы мать и отец не только заботились о том, чтобы ребёнок был сыт и

одет, но и, самое главное, старались быть ему друзьями. Это тем более

необходимо, когда ребёнок единственный в семье.

Легко ли стать ребёнку другом? Нелегко, но надо к этому стремиться.

Душевная связь с ребёнком, постоянный контакт с ним – непременное

условие дружеских отношений. Родительская мудрость состоит в том, чтобы

уметь видеть в своём ребёнке будущего взрослого, знать, что и у маленького

человека есть свои интересы, любимые занятия, игры и с этим нежно

считаться. А ещё нам надо учиться быть открытыми с детьми, разговаривать

с ними на равных. К этому особенно чувствительны дети 6-7 лет. Однако не

всегда мы становимся хорошими собеседниками ребёнка, не всегда умеем

слушать его, отвечать на тысячу «почему?». Нередко раздражаемся, когда

ребёнок задаёт много вопросов. «Да помолчи ты», - слышится порой.

Каждый день мы спрашиваем ребёнка, что он ел, как вёл себя в детском саду,

школе. А вот что узнал сегодня, чем помог, с кем и как играл, - об этом порой

забываем спросить. Между тем, вы заметили, что ребёнок пытается вам

рассказать о том, как он провёл своё день. Заметить-то заметили, а вот беседу

с сыном или дочкой не поддержали. Отделались одной-двумя репликами, а

ещё чаще, погруженные в свои мысли, прикрикнули на ребёнка: «Не

тараторь».

В силу своей занятости мы действительно мало времени уделяем даже

единственному ребёнку. А ведь как трудно ему, когда он один… Но даже

бывая с ребёнком вместе, мы не используем это время для установления с

ним того душевного контакта. Всегда ли общение ребёнка приносит ему

радость? К сожалению, не всегда. Но почему? Типичная ситуация вечернего

общения с ребёнком.

После работы мама занята на кухне, готовит ужин. У папы тоже свои дела.

Ну а единственный ребёнок? Что делает он? Посидел у телевизора. Неинтересно. Полистал книгу (сам читать ещё не умеет). Побежал к маме:

«Почитай, пожалуйста». – «Попроси папу, я занята». Но ведь папа тоже

занят… Опять ребёнок идёт к маме, но она уже сердится: «Не приставай!»

Пошёл играть сам, возился с игрушками, увлёкся. Мама ужинать зовёт, а он

не слышит. «Брось! Тебе говорят!» - это уже папа. За ужином ребёнок плохо

ест, мама нервничает, ругает его… Вот и вечер прошёл. Ребёнку пора спать.

А с сыном и не позанимались, не получилось общения с ним.

«Не приставай, брось, получишь у меня» - такие слова нередко слышит

ребёнок. Грубость – это болезнь, которой страдают многие родители и

заражают своего ребёнка. И если ребёнок заразился грубостью, лечить его

трудно. Но, как говорят врачи, недуг легче предупредить, чем лечить. А

может, и лечить никого не нужно? Достаточно самому устоять, сдержать

себя от грубости, не вызывать ребёнка на грубость? Может, лучше вовлечь

сына или дочь в интересную игру, дать посильное задание?

Хорошо, если в семье относятся к своему единственному ребёнку как к

равному члену семьи. Вовлекая его в совместный труд, советуются с ним,

уважают его личность. Очень важно помочь ребёнку организовать его

собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, а вместе.

Через игру ребёнок открывает для себя окружающий мир взрослых и

открывает миру самого себя. В игре развиваются и формируются многие

свойства личности ребёнка, которые во многом определяют его настоящее и

будущее развитие, влияют на его поведение. И от того, какой будет игра

ребёнка в детстве, во многом зависит, каким человеком он вырастит. Об

исключительном значении игры в жизни ребёнка говорила Н.К. Крупская:

«…игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма

воспитания». Её оценка детской игры актуальна и сегодня. К сожалению, не

все родители правильно понимают роль игры в жизни ребёнка, порой

считают её несерьёзным занятием (вот учёба – это да!).

И всё-таки игра – это серьёзно! Давайте повернёмся лицом к этой

деятельности наших Саш и Наташ, и мы увидим много интересного. А ещё

мы увидим самих себя. Потому что мы – родители, наша жизнь для ребёнка –

образец для подражания. Наши поступки, наши дела, наши отношения с

окружающими ребёнок отражает в своей игре. Тут он очень похож и на свою

маму, и на своего папу.

Ребёнок играет везде: в детском саду, во дворе, дома. Дома же ребёнок

играет один, и если у него хорошо развито воображение, тогда игра

интересна, наполнена собственным творчеством и фантазией. Однако такие

индивидуальные игры встречаются нечасто, обычно одному ребёнку играть

скучно. И вот здесь на помощь могут прийти папа и мама. Постарайтесь стать сыну или дочери партнёром по игре. Возвращайтесь иногда в мир

детства: войдите в игру ребёнка архитектором или врачом, шофёром или

поваром, и вы увидите, сколько радости будет в детских глазах. Часто дети

играют в детский сад, школу. И, конечно же, ребёнок всегда берёт на себя

роль воспитателя, учителя. Но у воспитателя и учителя должны быть дети.

Возьмите на себя роль ребёнка. И вы поймёте, как не просто выполнять все

требования взрослых, лучше узнаете сына или дочь. Вместе испытаете

радость общения близких людей. Иногда ребёнку важно не столько наше

активное участие в игре, сколько поддержание его игрового интереса.

Например:

Миша играет в лётчиков. Он садится за штурвал своего самолёта и

запрашивает Землю:

- Земля, Земля, я первый! Разрешите взлёт?

Находясь с ним в одной комнате и не отрываясь от своих дел, можно

ответить:

- Первый, первый! Я Земля! Взлёт разрешаю!

Затем он переговаривается со своим экипажем, уточняет высоту полёта,

запас горючего, скорость полёта и снова выходит на связь с Землёй.

- Земля! Земля, я первый! Высота полёта три тысячи, приборы работают

нормально, самочувствие экипажа хорошее. Как поняли? Приём!

- Первый, первый! Я Земля! Поняла вас хорошо. Продолжайте полёт.

Вот так переговариваясь, мы можем играть часами. Играя в моряков, брать на

себя роль кока (в это время готовить обед или ужин). С папой можно

поиграть в военных и т.д. Детям нравятся такое участие в играх, и они

нередко предлагают различные роли.

Творческие игры детей в семье показали, что игры эти бедны по своему

содержанию, непродолжительны по времени. В основном дети отражают быт

семьи, окружающую их действительность. Родители мало интересуются

играми своего ребёнка, порой затрудняются ответить, во что он играет дома.

В связи с этим существует необходимость педагогического просвещения

родителей по вопросу организации игр в семье.

Хорошим помощником в этом деле может стать детская книга. Родители

читают детям сказки, рассказы. Однако не всегда прочитанное оставляет след

в душе ребёнка, несмотря на то, что дети очень восприимчивы и

эмоциональны. Причиной этого может быть то, что произведения не

соответствуют возрасту, неинтересно прочитаны. А главное, после чтения

редко говорим с ребёнком о том, что прочитали, не интересуемся, как

воспринял слушатель рассказ или сказку, кто из героев понравился. А ведь

откровенный разговор с ребёнком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулирует его желание самому пережить то, о чём узнал из

книги. И тогда ребёнок с удовольствием изображает в игре смелого рыцаря и

милую Золушку, Красную Шапочку.

Все дети очень любят спектакли. Им нравятся не только смотреть

представление, а и самим быть артистами. Родители могут помочь ребёнку

изготовить некоторые атрибуты к играм по содержанию сказок (шапочки-

маски, элементы одежды) и разыграть сказку по ролям. Удовольствие

получает и ребёнок, и сами взрослые.

Для этой же цели можно использовать игрушки-самоделки, вместе с

ребёнком вырезать выкройки, склеить их и вместе поиграть.

Хочется обратить внимание родителей на то, что к играм ребёнка следует

относиться с большим вниманием, тактом и терпением. Надо постараться не

быть равнодушным к плодам детской фантазии в игре, беречь и обогащать

эту деятельность ребёнка.

Список литературы:

1.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. :

Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с. (88.8 Э-53 К797031 ч/з)

2.Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.

:Мозаика-Синтез, 2006.–168 с. (74.1 Д-13 К858467ч/з)

3.Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном

развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и

родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с. (74.1 Ю-20 К851843ч/з)

4.Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить

психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н.

Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого

сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).

5.Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра / Е. О. Смирнова // Смирнова Е.

О. Психология ребенка от рождения до семи лет. – М., 1997. – С. 260-282.

(88.8 С-50 К778976ч/з

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " Создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ"

В данном материалы представлена информация о проведении общего родительского собрания в октябре 2011 года. К данному материалу прилагается презентация работы ДОУ в данном направлении....

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Сообщение из опыта работы. Тема: «Единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении».

Воспитывать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разреше...

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений.  В статье можно найти ответы на вопросы:  Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития...

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС

     Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...

Детский сад и семья – единое пространство развития ребёнка

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие для успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребе...