Развитие предложно-падежных конструкций у детей при помощи предлогов
консультация (старшая группа) по теме

Андриевская Зинаида Андреевна

Особую сложность для детей представляет  усвоение предложных конструкций.   Без знания этих конструкций дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом. У детей имеющих такие речевые нарушения, как тяжелые нарушения речи различного генеза, наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, так как для понимания содержания нужны, прежде всего, определенный лексический запас, знание значения слов, а так же понимание связей между словами. Эти сложности вызваны особыми причинами и требуют для своего устранения специальной помощи, а именно необходима целенаправленная, систематическая работа по их преодолению. Специальная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.    Огромную роль в развитии предложно-падежных конструкций играет сказка. Мы уже познакомились с некоторыми сказками. Я, уважаемые родители, предлагаю  вам очередные две сказки, которые помогут вашему ребёнку усвоить такие маленькие слова - ПО и ПОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Сказка «Буква П и колесо»

(предлог  ПО)

        Жила-была буква П. Она очень гордилась собой и хвасталась: «Вот какая я устойчивая. У меня целых две ножки. Не то, что у буквы Т – всего одна ножка, вот-вот упадет.»

        Однажды мимо катились две подружки – буква О и колесо. Они были очень похожи – обе кругленькие. Им было трудно устоять на месте, всё время они куда-то катились. Услышали они, как хвастается буква П , и решили с ней поговорить.

      - Бедненькая буква П! Тебе наверное очень скучно всё время стоять на месте. Смотри: сколько разных машин проезжают мимо тебя. Неужели тебе не хочется путешествовать? Поедем с нами в парк!

         Буква П задумалась.

       - Я не могу с вами путешествовать. Очень прочно стою на месте и не могу сдвинуться.

        Колесо и буква О переглянулись и решили ей помочь. Буква О встала рядом с буквой П – получилось  ПО. Это было очень похоже  на тележку с одним колесом.

        -  Попробуем вместе! Я буду катиться и тебя с собой повезу.

        Когда у буквы П получилось сдвинуться, она очень обрадовалась. Она ехала рядом с буквой О и восклицала:

       -  Как здорово двигаться! Сколько интересного вокруг!

Так появилось  маленькое слово «ПО». Буквы П и О больше не расставались. Они всегда путешествовали вдвоём.

        Вот, ребята, вы и узнали, как получился предлог «ПО». Это маленькое слово мы говорим тогда, когда предмет движется по поверхности.  

Сказка «Лягушонок и буква Д»

(предлог  ПОД)

        Жил-был весёлый Лягушонок. Он очень любил прыгать, ведь у него были такие прыгучие лапки. Однажды он с другими лягушатами резвился в небольшом пруду возле школы. На мостике пруда Лягушонок заметил чью-то печальную фигуру. «Кто же может грустить в такой чудесный солнечный день?» - подумал Лягушонок  и быстро поплыл к мостику.

        Оказалось, что  на мостике стоит буква Д и печально смотрит, как резвятся в воде весёлые лягушата.

       -  О чём ты грустишь? -  спросил Лягушонок.

       -  Я бы тоже хотела так прыгать и скакать, -  ответила буква Д . – Это так весело. Но я не умею прыгать.

      Лягушонок удивился:

      -  Странно, что ты не умеешь прыгать, ведь у тебя такие симпатичные ножки, совсем как у меня. Со стороны  кажется , что ты в любой момент можешь подпрыгнуть. Ты, наверное, просто не пробовала?

        Буква Д заинтересованно ответила:

       -  Действительно, я никогда не пробовала. Пожалуйста, научи меня прыгать!

        Лягушонок согласился :

       - Это очень легко. Нужно просто сильно оттолкнуться ногами и ты будешь прыгать: вверх – вниз, вверх – вниз…

         Буква Д быстро научилась прыгать. Ей очень понравилось это занятие и захотелось, чтобы её друзья буквы попрыгали вместе с ней.

         Тут по мостику двигались  буквы ПО. ( Вы, конечно, помните, что предлог «ПО» говорим, когда предмет движется по поверхности). Буква Д запрыгала на своих ножках и закричала своим друзьям буквам:

        - Смотрите, как я прыгаю! Хотите – и вас научу! Вверх – вниз, вверх – вниз!

Предлог «ПО» грустно ответил;

        - Мы бы хотели посмотреть, что там внизу . Там, наверное, очень интересно – пруд и весёлые лягушата. Но мы не можем остановиться. Мы всё время двигаемся – сначала по дороге, затем по мостику.

        Буква Д  стала их уговаривать:

        -  Вы просто не пробовали. Давайте, я вам помогу. Я встану рядом  и мы вместе прыгнем вниз, с мостика.

        Буквы  согласились. Тогда буква Д присоединилась к ним и потянула всех вниз.

Они тут же оказались ПОД мостом.

 Как же это произошло? Ничего удивительного. Ведь предлог «ПО» превратился в предлог «ПОД». А предлог «ПОД» мы говорим, когда предмет находится внизу.

            «ПО» + Д  ==  «ПОД» 

        Буквам ПО очень понравилось дружить с буквой Д. Они долго сидели ПОД мостом и наблюдали за играми лягушат. А потом обнаружили, что теперь могут ещё играть в прятки. Когда на мостик пришло маленькое слово «НА», то долго не могло найти своих друзей. Их не было ни на дороге, ни на мосту.  Лягушонок подсказал, где спрятались буквы.

 Вот так появился  предлог  «ПОД».

Мы говорим маленькое слово «ПОД», когда предмет находится внизу другого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....

Выступление на РМО "Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов".

Ознакомление с историей открытия флексагонов . Применение различных видов моделирования для ФЭМП у дошкольников....

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

Развитие предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста

В работе представлены игры и упражнения по развитию предложно-падежных конструкций для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал...

Статья на тему: Развитие предложно-падежных конструкций в речи старших дошкольников с третьим уровнем речевого развития.

Целью данной работы является: показать важность развития предложно-падежных конструкций в речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....