Физиологические требования для развития речи (у детей 5-6 лет)
консультация (старшая группа) на тему

Остренко Ольга Сергеевна

Харак4теристика речевого развития детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_fiziologicheskoe_razvitie_rechi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологические требования для развития речи

(у детей 5-6 лет)

Шестой год жизни

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой культуры речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Никаких замен по физиологическому принципу: более легкий по артикуляционному укладу звук применяется вместо более сложного – уже не должно остаться. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные с  нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Большинство родителей не слышат, что ребенок дефектно произносит тот, или иной звук. А если и слышат, то считают, что ребенок сам научится произносить звук,  и обращаются к специалистам слишком поздно. Чем раньше начать занятия, тем лучше будет результат.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации – просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки являются  «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т.д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять высоту голоса в зависимости от цели высказывания, то есть пользоваться  просодемами осознано, а не только понимать их. Но нельзя сказать, что все дети демонстрируют такое свободное владение своим голосом. Есть дети, у которых очень тихий голос, и в ответ на просьбу сказать громче они могут усилить звучание очень незначительно, и то на короткое время. Другие дети наоборот говорят очень громко и не замечают этого, им тоже трудно изменить силу звучания по словесной просьбе.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно посчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Слова в этом возрасте запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словообразований и словоизменений, но и исключения из правил, морфемы также встают по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее еще могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованием звуков (хочу – хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах ( дерево – дерева, карандаши – нет карандашов) и так далее.

Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.

Седьмой год жизни

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяют многосложные слова в предложении.

Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка. В том числе близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые е мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости – звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха.

Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов. Надо отметить, что большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении. Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарь дошкольников шести – семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

 Шестилетние дети начинают осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову)

Если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в их активном словаре появляются первые научные термины: звук, буква, предложение, цифра.

На первых порах очень трудно развести понятия звук и буква, и, если уж вы вводите эти термины в работу, то старайтесь и сами употреблять правильно, и следите, чтобы это делал и ребенок.

Как видно из перечисленного, ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скоро в школу. Требования к развитию речи ребенка (буклет)

Скоро в школу. Требования к развитию речи ребенка (буклет для родителей)...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Требования к развитию речи при поступлении ребёнка к школу. Рекомендации учителя-логопеда для родителей.

Развитие речи ребенка, поступающего в первый класс. Характеристики нормального речевого развития....

Скоро в школу…. Требования к развитию речи ребенка

Требования к развитию речи7-летнего ребенка...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...