Речевая азбука для родителей
статья на тему

Белева Светлана Николаевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_azbuka_dlya_roditeley.docx84.88 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                                       

  • А

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти и щек. Научите малыша перед зеркалом открывать ротик и закрывать, поднимать вверх язычок, делать его широким и узким, удерживать язык в неподвижном положении и т.д.

  • Б

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские» слова, так и «взрослые» (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро. Это приводит к возникновению заикания.

  • В

Всегда рассказывайте ребенку о том, что вы видите. Помните, что, если для Вас все окружающее привычно и знакомо, то малыша со всем тем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ребенку, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела… . От Вас зависит, будет ли развитым Ваш малыш.

  • Г

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.

  • Д                                                                                              

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи.  Чтобы выработать воздушную струю, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде. Вдох носом, а длинный и мягкий выдох – через губы, сложенные в трубочку  (щеки надувать нельзя!)

  • Е

Если Вашему ребенку 3 года, у него обязательно должна быть фразовая речь. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития ребенка.

  • Ж

Жесты дополняют нашу речь. Но если Ваш малыш пользуется жестами вместо речи, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Пусть попросит. Чем дольше Вы будете понимать его «жестовую» речь, тем дольше он будет молчать.

  • З

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к своему малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный, пока недостаточно развита мелкая моторика, не следует учиться писать.

  • И

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: какой? где? кто? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, у, под, над и др. 

  • К

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, должна знать каждая мама. Например, нормы формирования звукопроизношения таковы:

3-4 года – «С», «З», «Ц»  уже должны правильно произноситься;

4-5 лет – «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»;

5-6 лет – «Л», «Й»;

До 6 лет допускается замена самого сложного звука «Р» более легким «Л» или его отсутствие в речи.

  • Л

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, которая заложена во внутриутробном периоде и не приемлет переучивания. Это может привести к заиканию и возникновению неврозов.

  • М

Мелкая моторика – это моторика кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть  сначала это будет массаж пальчиков, игры  типа «Сорока, сорока…», затем игры с мозаикой, пирамидкой, конструктором, кубиками, мелкими предметами под Вашим контролем, шнуровки, застегивание пуговиц и др.

  • Н

Нельзя заниматься с ребенком, если у Вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если заниматься не хочет ребенок, если он болен. Только положительные эмоции  обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

  • О

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, речь которых появилась поздно: слова после двух лет, фраза – после трех. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, неумение рассказывать, нарушение грамматического строя речи.

  • П

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь ограничивать, по возможности, общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание).

  • Р

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон может привести к возникновению заикания и других речевых расстройств. Если малыш плохо спит, можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

  • С

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у ребенка формируется высокое (готическое) узкое небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов.

  • Т

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить  речевые нарушения.

  • У

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие, воображение.

  • Ф

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием воспринимаются детьми. Скороговорки развивают дикцию. Сначала их произносят в медленном темпе, перед зеркалом, тщательно и четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивается.

  • Х

Хватит 5-7 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произношением звуков.

  • Ц

Цветок одуванчик можно использовать для развития речевого дыхания. Дуем на одуванчик и вырабатываем воздушную струю.

  • Ч

«Часики» - упражнение для малышей, чтобы выработать подвижность язычка. Ребенок смотрит в зеркало, ротик открыт, язычок тонкий выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так», а ребенок качает язычком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет упражнение.

  • Щ

Щетка (любая) может быть использована для массажа пальчиков, ладошек, стимулируя развитие мелкой моторики, повышая тонус  мышц рук и пальцев.

  • Э

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, снижая силу голоса.

  • Я

Язык – главный орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать язык, опускать, делать широким, узким.

                                                                               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей "Речевая азбука для родителей"

Групповая консультация для родителей...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

В статье описывается,что такое артикуляционная и дыхательная  гимнастика, какая речь должна быть у родителяпри разговоре  с ребенком,чтобы в будующем не было  нарушений речи и она разви...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

Артикуляционная гимнастика – гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правиль...

Консультация для родителей "Речевая азбука для родителей"

 «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте е...