ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ "ПОЧЕМУ ЯЗЫК СТАРАТЬСЯ НЕ ПРИВЫК"
статья на тему

Пенская Наталья Александровна

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_zaderzhki_rechevogo_razvitiya.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины задержки речевого развития

  1. Наследственные факторы:

психические заболевания,

нарушение обмена веществ.

Некоторые гормональные

 расстройства, умственная отсталость,

имевшие место у родителей ребёнка.

2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление наркотиков, алкоголя.

3. Особенности родов: стремительные или затяжные, осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.

4. Заболевания ребёнка в первые 2 года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, сотрясения и ушибы головного мозга, менингит.

5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьёзные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность) и даже двуязычие в семье.

Консультация логопеда

При нормальном речевом развитии малыш в один год произносит 10 - 15 слов, а два года – уже 300-400, а к трём годам  1500 слов.

Если вы с самого рождения ребёнка заботились о его речевом развитии, то к двум годам он будет пользоваться предложениями из 3-ёх слов, употребляя прилагательные и местоимения: «Мой плюшевый мишка!»

А в три года будет использовать в своей речи сложные предложения.

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков – в таблице даны примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Познакомьтесь с правилами речевого развития малыша

Время появления звуков (в годах)

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

ЗВУКИ

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

С З Ц Ш Ж Ч Щ

Л Р

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

                          НИКАКАЯ САМАЯ ТЩАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

                                        ДЕТСКОГО САДА НЕ ИСКЛЮЧАЕТ          НЕОБХОДИМОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ПРОВОДИТЬ СДЕТЬМИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

ДЕЛАЯ ОПРДЕЛЕННЫЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ ПОДГОТОВИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ РЕБЁНКА К ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНЕСЕНИЮ ЗВУКОВ.

РАБОТА НАД КАЖДЫМ УПРАЖНЕНИЕМ ИДЁТ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

- рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов

- показ упражнения0

- выполнение упражнения перед зеркалом

- проверка правильности выполнения, указания на ошибки

- выполнение упражнений без зеркала (если это возможно)

ВСПОМНИМ ПРАВИЛА

        

В РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОЧЕНЬ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ПОРОЙ ВЫЗЫВАЮТ

У ВЗРОСЛЫХ УЛЫБКУ.

Но, к сожалению, умиление детским словотворчеством не научит детей грамматически правильной речи.

Необходимы специальные игры и игровые упражнения, которые помогут сформировать чувство языка, и будут способствовать запоминанию нормативов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ ДЕТЕЙ, И НА ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ.

  1. Окончание существительных множественного числа в родительном падеже

В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к словам окончание –ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», «кошков»

В старшем дошкольном возрасте такие ошибки сохраняются в основном лишь в некоторых словах.

Примеры правильных форм некоторых трудных слов:

Апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, яблок, гольфов, носков, сандалий, петель, простынь, рейтуз, рукавов, чулок, шарфов, блюдец, оладий, тефтелей, тортов, обручей, ружей, рельсов, шоферов.

  1. Склонение некоторых местоимений, числительных

Ошибки детей: два утенки, двое ведров, по двух стройтесь, мене дали

  1. Образование страдательных причастий

Ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»

  1. Употребление несклоняемых существительных

Пюре, кофе, какао, пальто, кино, радио, желе

  1. Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо

Обратите внимание на род следующих существительных:

Жираф (м), зал (м), занавес (м), калоша (ж), кофе (м), манжета (ж), мышь (ж), овощ (м), туфля (ж), оладья (ж), помидор (м), рельс (м), сандалия (ж), тюль (м).

  1. Образование сравнительной формы прилагательных

А) простым способом с помощью суффиксов –ее (-ей), (е):

Выше, длиннее, дороже, жиже, звонче, проще, резче, слаще, суше, туже

Б) при помощи других корней:

Хороший – лучше, плохой – хуже

Рекомендации логопеда

Уважаемые родители,

любой из вас учит своего ребёнка правильно себя вести, объясняет, что такое  хорошо и что такое  плохо. Есть даже специальная наука, которая диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Наука эта называется этикой.

Итак, для Вас и Ваших детей звенит звонок на урок

РЕЧЕВОЙ ЭТИКИ!

  1. Если Вы хотите стать хорошим собеседником, то научитесь не только красиво говорить, но и внимательно слушать, даже если тема для разговора Вам не интересна.
  2. Высказывать собственное мнение по любому вопросу совсем необязательно.
  3. Если Вы замечаете, что Вас плохо слушают и, зачастую,

Ваши рассказы воспринимают, зевая, то  надо учиться говорить ярко и убедительно. Вспомните о богатстве нашего языка.

  1. По- настоящему грамотным и воспитанным может считать себя тот, кто умеет пользоваться речевыми формулами в разных ситуациях: приветствие, знакомство, просьба, извинения, поздравления и т.д.

Если Вы умеете общаться, и друзья ценят Вас как талантливого собеседника, то Вы один из самых счастливых людей!

Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.

Красную речь красиво и слушать.

От учтивых слов язык не отсохнет.

В умной беседе быть – ума прикупить,

а в глупой – и свой потерять.

Рекомендации логопеда

Готовимся к школе

Ребёнок готов к школе, если он умеет:

  1. Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.

  1. Использовать различные части речи точно по смыслу.

  1. Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.

  1. Отвечать на вопросы и задавать их.

  1. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.

  1. Составлять рассказы о предметах (по плану, предложенным взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок)

  1. Кругозор. Развёрнутые представление ребёнка о мире

Обучение грамоте

Учащиеся должны знать:

Названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные,  обозначение мягкости согласных звуков буквами (е, ё, и, ю, я) и ь. 

Учащиеся должны уметь:

- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать в письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.

-  правильно списывать слова, предложения

- писать под диктовку без пропусков, замены, искажений букв и слогов тексты в 30-40 слов, написание которых расходится с произношением.

- писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, слова с непроверяемыми написаниями, данными в программе 1 класса.

- проводить фонетический разбор слова: делить слова на слоги, определять последовательность звуков и букв в словах типа конь, парта;

- находить в предложении слова, обозначающие, о ком, о чём говорится в предложении, что говорится; употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку в конце.

 - устно составлять 3-4 предложение на определенную тему.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

           ТРЕНИРОВКА

АРТИКУЛЯЦИОННОГО

             АППАРАТА;

      С ПОЛУТОРА ЛЕТ

Сядьте напротив ребёнка и,

произнося соответствующие слова,

выполняйте описанные действия.

Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – облизнуться)

Вправо, влево повернулся

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придётся повернуть язык вправо и наоборот.

Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнений вместе с малышом.

Можете придумать свою сказку о язычке, с похожими движениями («Сладкое варенье», «Грибок» - язык упирается в верхнее нёбо, при этом нижняя  челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «Толчки в стену» - язык упирается в щёку изнутри, вы немного давите на «шишечку», образовавшуюся снаружи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии при изучении английского языка в детском саду.

В современных условиях информационно-коммуникационные технологии становятся самым эффективным средством образования детей дошкольного возраста. ИКТ- это широкий спектр цифровых и коммуникационных техн...

Современные образовательные и информационные технологии в обеспечении качества организации обучения татароязычных детей русскому языку

Владение двумя языками для татароязычного народа в РТ всегда являлось нормой жизни. Изучение русского языка проходило в естественной среде и использовалось в том виде и объёме, на сколько человек счит...

Информационно-методическое сопровождение в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан

Проблеме обучения детей двум государственным языкам Республики Татарстан посвящена статья в сборнике научных трудов 4 Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образ...

Информационный образовательный проект "Делай для языка зарядку, будут звуки все в порядке"

Информационный образовательный проект в  старшей логопедической группе...

Обучение детей дошкольного возраста английскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологи

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе. Основной задачей преподавателя в обучении детей английс...

Интегрированная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе по теме: «Старичок-Лесовичок проверяет знания»

Интегрированная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе по теме:  «Старичок-Лесовичок проверяет знания»...