Информационно-методическое сопровождение в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан
статья по развитию речи на тему

Тахаува Сания Галимулловна

Проблеме обучения детей двум государственным языкам Республики Татарстан посвящена статья в сборнике научных трудов 4 Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании" Казань, февраль 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kfu.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационно-методическое сопровождение в обучении детей

двум государственным языкам Республики Татарстан».

     Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, неподготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более  раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

    Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия  успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития».

Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

    В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Что же эффективно и почему?

Для  успешного  воспитания  ребенка в детском саду необходимы:

-эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

-демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель -партнер, но партнер-инициатор и консультант);

-достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

-большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

  Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

1. Общение

2. Игры.

3. Пение.

4. Труд: трудовые и речевые действия.

5. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

А для того, чтобы появилась деятельность, нужно создать благоприятные условия.  Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

-формирование познавательно-речевой, предметной среды;

-целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

-изучение состояния устной речи детей;

-участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

     На современном этапе развития общества и всей системы образования  происходит обновление содержания дошкольного образования.     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для изучения второго языка.  Бесспорным является  положительное влияние  двуязычия у детей на развитие памяти, диалогической и монологической речи,  умение понимать и анализировать тот или иной сюжет рассказа, сказки, у детей развивается мышление, логика, сообразительность. С этой целью был  разработан учебно-методический комплект (УМК) и мультимедийные  ресурсы нового поколения. УМК включает в себя неразрывную систему, состоящую из методического пособия воспитателей, аудио-видео материалов,  наглядно-демонстрационного материала,   диагностических карт, рабочие тетради  - всё то, что намного облегчит изучение двух государственных  языков. Реализация  авторских УМК  дает возможность достичь должных результатов.    Благодаря УМК  легко и быстро усваивается материал, экономит время, развивает  коммуникативность ребенка. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня.  Обучение должно вестись планомерно. Это целенаправленный процесс развития познавательных способностей  детей, усвоения  ими системы элементарных знаний об  окружающем и соответствующего словаря, формирование речевых умений и навыков.

Но есть одно самое главное правило, нужно помнить о том, что обучение малыша татарскому языку, должно быть ненавязчивым, а с желанием, принося ему удовлетворение и радость. Таким образом, воспитатель и сам должен владеть языком, он является образцом для подражания  и моделью речевого поведения ребенка, так как  очень важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, правильное произношение звуков и слов. Малыш, что слышит, то и произносит, и поэтому  переучить его правильному произношению   будет очень сложно.

   При обучении детей второму языку огромную роль играет   игра. Вся организованная образовательная  деятельность проходит в игровой форме. Используются разные виды игр: словесные, пальчиковые, хороводные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры с использованием  информационно-коммуникативных технологий. Игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения.  Ведь мы ставим конкретную цель, решаем определённые задачи. Цель   игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. При организации   игр, воспитатель является инициатором и одновременно выступает в роли равноправного партнера детей по игре. Поэтому от доброжелательного тона, который он задает, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата. Педагог может использовать игру творчески. Отбирая содержание, следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Воспитатель всегда должен помнить: «Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом».

  Играя,  решаются различные развивающие задачи:

- закрепление  знания полученные во время ООД  по обучению татарскому языку;

 - способствовать формированию у детей навыков общения  

- обогащать и активизировать словарный запас;

- формировать грамматические навыки татарской речи, умение пользоваться вторым языком, как средством общения, научить разговаривать на татарском языке в пределах доступной им тематики.

- развивать память, любознательность, внимание, усидчивость, умение договариваться друг с другом.

     В каждой возрастной группе разработан ряд дидактических игр по обучению детей   татарскому языку. Дидактические игры должны соответствовать  требованиям ФГОС ДО. Эстетично оформлены, соответствуют   требованиям гигиены, многофункциональны, мобильны. Содержание игр соответствуют педагогическим требованиям, носят инновационный характер 

     Ещё одной   важной  формой обучения детей двуязычью – это сказка,  детский фольклор. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям. В развитии детей дошкольного возраста сказка имеет большое значение. Слушание сказок всегда доставляло детям большую радость. Они внимательно слушают текст, сопереживают героям, усваивают содержание, а так же  с удовольствием пересказывают весь текс или определенные эпизоды, которые им наиболее понравились.  В УМК представлен богатый   материал:  

 1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей

 2. Комплекты аудиоматериалов ,

 3. Комплекты видеоматериалов ( переведенные с русского языка и   вновь созданные на татарском языке. Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка

§ Осуществлен перевод мультфильмов на татарский язык.

§ Разработаны  мультфильмы на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)

§ Разработаны    анимационные  сюжеты.

§ Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача «Әкият

илендә» (трансляция по ТНВ).

§ Тиражирован комплект дисков: музыкальные сказки на татарском  языке - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...»  

        Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи, так как знание традиций семейного воспитания  помогает наиболее эффективно выстроить работу, как с детьми, так и с родителями. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, основными слагаемыми успеха  по обучению языкам   являются:

  1. Применение новой  педагогической технологии (УМК), современных методических и технических пособий, позволят  всем педагогам  объединить усилия и вести работу целенаправленно и последовательно.
  2. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником.
  3. Формирование профессиональной компетентности педагогов.
  4. Координация усилий педагогов и родителей.

Таким образом, благодаря умелому  руководству, профессионализму педагогов, заинтересованности родителей  можно   добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Реализация и использование  УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Из опыта работы МАДОУ...

«Обновление содержания образовательной области музыка через внедрение новых УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ»

"Туган ягым - яшел бишек" образовательная деятельность развитие музыкальных способностей детей подготовительной группы через различные виды деятельности....

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Выступление на педчасе о реализации  УМК "Говорим по-татарски"  по обучению детей двум государственным языкам в ДОУ. ...

«Система работы в детском саду по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан»

  Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком – как средством общения.  Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговор...

Реализация учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в организации совместных с родителями народных праздников

Но научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой к...

Требования к уголкам "Туган җирем Татарстан". На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовате

На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в ...

"Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"

Презентация опыта работы на городском МО на тему "Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"...