«Система работы в детском саду по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан»
материал на тему

    Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком – как средством общения.  Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,  формирование речевых умений,  навыков и коммуникативных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_obucheniyu_dvum_gos._yazykam.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Бэлэкэч»  г. Мамадыш»  

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

Выступление на РМО воспитателей

«Система работы в детском саду

по обучению детей двум государственным языкам

 Республики Татарстан»

                                             

                                                                                                    Петрова Е.М.

                                                                                                    старший воспитатель

                                                                                                    I квалификационной  категории

                                                                                 

г. Мамадыш,  2014 г.

    Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком – как средством общения.  Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,  формирование речевых умений,  навыков и коммуникативных способностей.

    Мы поставили перед собой важную задачу - создать единое образовательное пространство  по обучению детей двум государственным языкам.  

 Для ознакомления с системой работы в данном направлении приглашаем Вас совершить небольшую экскурсию по нашему детскому саду.

     Уже с территории д/с дети знакомятся с национальной культурой. Созданные,  в нашем д/с условия (предметная среда) способствуют более легкому и интересному овладению татарским языком.

    Предметно-развивающая  среда в группах включает национально-региональный компонент (уголки по ознакомлению с бытом, культурой татарского народа, материал по ознакомлению с родным городом,  худ. литература на тат. языке, альбомы, дид. игры, символика  и т.д.

     Эстетично оформлены уголки с материалами УМК.

    В приемных оформлены информационные папки-передвижки, уголки для родителей “Мы учим татарский язык”

     В д/саду создана зона для занятий  татарским языком, есть небольшой кабинет, где находится основной материал УМК (весь материал зарегистрирован, заламенирован, дем материалы закреплены печатью,  создана картотека на аудио-видео материал)

   Ежегодно проводятся различные конкурсы по обогащению татарской языковой среды:

  • Конкурс поделок “ Сюжет любимой сказки, мультфильма”.

Воспитатели вместе с воспитанниками делали героев любимых мультфильмов, сказок. Но прежде пересматривали, пересказывали любимые сюжеты, тем самым  упражняли детей в овладении языком.

  •  Конкурс на лучшую разработку дидактической игры по обучению тат. языку.

Использование дид. игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению речевого материала. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке.

  • Конкурс “Кукла в национальном костюме”

Кукла в нац. костюме развивает эстетический вкус,  дети учатся узнавать национальные особенности  (одежды, декоративно-прикладного исскуства) происходит  воспитание толерантности.

         Игра является эффективной  формой деятельности при обучении русских детей татарской речи. Ситуации речевого общения можно обогатить введя в игру новые атрибуты, предметы. С этой целью мы организовали

- Конкурс “На лучшую сюжетно-ролевую игру”.

Такие конкурсы проводятся еще с целью выявления талантливых, творчески работающих педагогов.

   Работа в нашем детском саду по обучению детей татарскому языку ведется согласно годовому плану в 3–х направлениях: с педагогами, детьми и родителями.

   С русскоязычными педагогами проводится работа в рамках проекта «Татарский, ласковый язык всем выучить пора» (обучающие практические  занятия, мастер-классы). Полученные знания воспитатели закрепляют в общении друг с другом,  с родителями а также  в работе с детьми  во время режимных моментов.  

У каждого русскоязычного  педагога  для удобства имеется карманный словарик (книжки-малышки) с образцами диалогов по проекту «Говорим по- татарски»,  «Татарча сөләшәбез”. Словарики очень удобные, рекомендуем всем сделать.

     В целом методика обучения второму языку построена на принципах игры, сказки, воображения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов. При обучении детей татарскому языку используются инновационные технологии: методика Шаеховой (метод звуковых ассоциаций), пиктограммы, контурные рисунки. Один из эффективных методов – использование ИКТ технологий (показ мультфильмов, анимационных сюжетов, прослушивание аудиозаписей). ИКТ технологии помогают усовершенствовать и разнообразить обр. деятельность,  погрузит ребенка в мир татарского языка.

  Самый прямой путь достижения результата лежит через игру. Поэтому на занятиях используются различные игры: словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. А закрепляются навыки в театрализованных играх. В игре дети сами того не замечая  усваивают татарские слова.  

    Использование и реализация УМК предполагает совместную работу воспитателей и узких специалистов. Сообща вместе мы должны обеспечивать необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности. И сейчас мы Вас предлагаем небольшие фрагменты деятельности узких спец.  (видео)

    Работа с родителями  способствует развитию двуязычной языковой среды нашего учреждения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении татарского языка. С этой  целью  проводим дни открытых дверей, собрания с показом открытых занятий. Родители имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей. Проводим конкурсы рисунков,  консультации, выпускаем буклеты, проводим анкетирования. Очень ярко, интересно проводятся  совместные национальные  праздники, мероприятия посвященные дню родного языка, дню рождения  татарского поэта Г. Тукая.                  

        В каждой группе осуществляется выдача родителям рабочих тетрадей, аудио, видео–материалов для закрепления знаний по татарскому языку дома. С целью усовершенствования работы с родителями,  а также для индивидуальной работы с детьми Ф.К. решили на шкафчики сделать конвертики, куда Ф.К.  по мере необходимости подбирает индивидуально ребенку краткие диалоги, отдельные слова на закрепление, стихи.

       Незаменимым помощником для нас в настоящее время является сайт детского сада, где родители могут ознакомиться с нормативными документами, посмотреть лексический минимум, посмотреть мультфильм и т.д.

    Результатами работы   нашего коллектива  по данному направлению работы является:

  • обобщение опыта работы   на республиканском августовском совещание работников образования и науки, август, 2012 г;
  • участие в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад», 2013 год;
  • на Районном семинаре  заведующих  в феврале, 2013 г;
  • на РМО музыкальных руководителей, март 2013 г.
  • участие в республиканском творческом конкурсе «Земля моя-Татарстан», завоевали диплом 2 степени, 2013 г.
  • во всероссийском интернет конкурсе творческих работ «Мир в котором я живу» в номинации «Мой любимый край»
  • участие воспитателя по обучению тат. языку в муниципальном  и региональном этапе  конкурса «Воспитатель года РТ-2014» 3 место;
  • трансляция  опыта в рамках Встречи с журналистами «Мэгариф» и «Гаилә һәм мәктәп»  мая 2014 год;
  • участие в республиканском конкурсе «Инновационные технологии в дошкольном образовании», март 2014;
  • участие в конкурсе поделок среди ДОУ города, 2014, 1 место.

 Диагностика уровня знаний  детей татарского языка показывает, что они хорошо усваивают материал, им это нравиться и  полученные знания могут  применять в конкретных ситуациях.  А мы взрослые должны отнестись к изучению татарского языка ответственно и с пониманием т. к. тематика двуязычия является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Реализация и использование  УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Из опыта работы МАДОУ...

«Обновление содержания образовательной области музыка через внедрение новых УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ»

"Туган ягым - яшел бишек" образовательная деятельность развитие музыкальных способностей детей подготовительной группы через различные виды деятельности....

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Выступление на педчасе о реализации  УМК "Говорим по-татарски"  по обучению детей двум государственным языкам в ДОУ. ...

Информационно-методическое сопровождение в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан

Проблеме обучения детей двум государственным языкам Республики Татарстан посвящена статья в сборнике научных трудов 4 Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образ...

Требования к уголкам "Туган җирем Татарстан". На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовате

На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены новые материалы по обучению детей двум государственным языкам в ...

"Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"

Презентация опыта работы на городском МО на тему "Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"...