Это интересно
консультация (старшая группа) на тему

Предложенный материал поможет родитям в игровой и доступной форме закрепить с ребёнком в домашних условиях правильное произношение звука, где игровая мотивация будет сохраняться на протяжении всей игры и тем самым будет способствовать лучшему усвоению речевого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov.soobshchenie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ:

 как скучное сделать интересным

      Многие специалисты и родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удалось превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру, не забывая, однако, основную цель занятий – правильное произношение звука. Это правило должно сохраняться на протяжении всей игры.

Предлагаем Вам несколько увлекательных и часто используемых игр

со звуками.

/Эти игры можно применять начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесение его в слогах пройден успешно./

«Загадки»

      Потребуется: 6 – 7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребёнком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребёнку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

      Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребёнку ещё раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребёнок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребёнком ролями.

«Что изменилось?»

      Это один из вариантов предыдущее игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавляя новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

      Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребёнка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

      Можно научить ребёнка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас»

      Попросите ребёнка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте поочереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребёнку возможность заметить ошибку и исправить её. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой – то определённой теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук «р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) и т.д. В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.

   

      Постепенно ребёнок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах.

Можно предложить  несколько игр для закрепления звуков во фразе.

«Весёлые рифмовки»

      Игра учит рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребёнок, сначала с вашей помощью, а затем и без неё. Ещё лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребёнок охотно расскажет их всем.  

Например

На картинках у Кирилла

Три зубастых крокодила.

или

Очень грустная горилла

или

Кенгуру заговорила

или

Черепаха суп варила

***

Ромашки на кармашке

У маленькой Наташки.

А в кармашке у Наташки

Разноцветные стекляшки.

или

Пуговицы от рубашки

или

Фотография Аркашки

«Найди ошибку»

      Эта игра учит ребёнка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить её.

Например: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.

На бахче растут медузы.

В море плавают арбузы.

Расцвели на клумбе козы,

На лугу пасутся розы.

«Расскажи и покажи»

      Предложите ребёнку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

Мухомор на тонкой ножке  (встаньте на одну ногу, руки на поясе)

Вырос на лесной дорожке (поднимите руки вверх и в стороны)

Ждёт прихода грибников (поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо)

Кто сорвать его готов (жест вопроса и удивления)

Знают грибники прекрасно (ритмично погрозите пальцем)

Мухоморы есть опасно! (погладьте живот; вытяни руки вперёд ладонями от себя, как бы отказываясь от чего – то)

      Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребёнком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и весёлая утренняя гимнастика, и просто забавная игра.

Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука.

      Для автоматизации поставленного звука часто используют скороговорки, потешки, считалки, дразнилки. Их множество можно найти в литературе, однако, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребёнку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесёт ребёнку радость – от этого во многом зависит результат.

     И ещё один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переигрывать. Пусть ребёнок уйдёт от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжать её завтра.

Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Познавательное развитие. Новое и интересно о давно знакомых продуктах.Дети "телепортируются в лабораторию" и узнают много интересного о мороженом.

Познавательное развитие.Тема: Новое и интересное о давно знакомых продуктах. Мороженое.Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное  развитие", "Рече...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...