Семинар. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин
статья (старшая группа) на тему

Черниговская Инна Борисовна

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx33.7 КБ
Office presentation icon seminar_inna.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Черниговская Инна Борисовна, предлагаю вам познакомиться с моим опытом по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин.

Мы все с вами знаем, что связная речь является необходимым условием успешности обучения ребенка в ДОУ, в школе, а так же адаптации ребенка к социуму.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое применение норм и правил родного языка.

        Формирование умения у детей дошкольного возраста высказывать стройно и логично свои мысли - процесс трудный и многогранный, требующий внимательного отношения к проблеме становления связной речи и речевого мастерства самого педагога.

СЛАЙД 2

  Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речи.

Главной задачей развития связной речи ребёнка с ТНР в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: (они представлены на слайде) 

СЛАЙД 3

пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей –

1.        развивают наблюдательность;

2.        совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие);

3.        пополняют запас знаний;

4.        развивают речь.

Картина в различных её видах, а сюжетная в особенности, позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Если сюжет картин занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.

СЛАЙД 4

Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:

1.        отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;

2.        вызывать яркую эмоциональную реакцию;

3.        побуждать к размышлению;

4.        стимулировать фантазию;

5.        способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Очень важно сосредотачивать внимание на всех частях занятия по развитию речи, поскольку, задача педагога не только в обучении детей придумыванию рассказа по картине, но и в формировании устойчивого интереса к данным занятиям.

Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Но,  если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на картине, но и вообще к речевой деятельности. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.

Главное, как я считаю,  к чему нужно стремиться, организуя работу детей  по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок, - это обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Залог успешного результата речевой деятельности - создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении.

Например, на занятии по составлению рассказа по картинам «День рождения цыпленка» можно сообщить детям, что они сегодня будут составлять рассказ по картинкам. Но о ком они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки можно загадывать каждому ребёнку на ушко. Загадки могут выглядеть следующим образом:

  • Желтый, маленький, пищит;
  • Его мама курица;
  • Он вылупился из яйца и тоненько запищал и др.

Детей очень заинтересует такое начало, поэтому они с интересом включатся в работу по рассматриванию картин и составлению рассказов по ним.

А можно дать задание отгадать загадку «наоборот». Например, перед составлением рассказа по картинкам «Как щенок нашел друзей» детям предлагалась фраза «Взрослый пёс», а они, проанализировав заданную фразу, подобрав к отдельным её словам слова-антонимы,  в итоге приходят к общему мнению и называют правильный ответ.

СЛАЙД 5

Таким образом, для мотивации рассказывания, чтобы заинтересовать детей, можно использовать следующие приемы: представлены на слайде

  1. Загадка про объект для каждого ребёнка. Зарисовка отгадки.
  2. Отгадывание по наводящим вопросам.
  3. Использование простых ребусов, кроссвордов.
  4. Отгадка наоборот.
  5. Стартовая актуализация жизненного опыта детей («Что вы знаете о …?»).
  6. Письмо отсутствующему ребёнку.
  7. Составление книги рассказов.

Такое начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.

СЛАЙД 6

Беседа по вопросам помогает детям осмыслить содержание картины,  лучше познакомиться с объектами описания. Вопросы должны помогать ребёнку: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания, в третьих, фантазировать и сочинять. Поэтому предлагаем вам подбирать не только традиционные, по содержанию картины, вопросы: «Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какая погода на картине? Где растёт ёлка? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? и т.п., но и подбирать вопросы проблемные, непростые, типа: «На какой праздник наряжаются ёлки? Чем украшают ёлки на Новый год? Почему заяц белый, а не серый? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»

А можно попросить детей задать вопросы по картине своим товарищам. Этот вид работы сложный, но интересный.

Следующий приём, который используется  - подбор слов-признаков или слов-действий на различные темы. Например, картина «Кошка с котятами». Можно устроить соревнование «Кто больше слов назовёт?» (какая кошка? какие котята? что умеет делать кошка? что умеют делать котята?). А можно подбор слов организовать в виде игры накануне составления рассказа. В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на «отлично». Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперёд. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.

СДАЙД 7

ПРИЁМ: «Приём совместных действий».

1.        Распространение предложений. Даётся, например, предложение: «Зайчик сидит». Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову: «Зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой в лесу.

2.        Составление предложений  из слов. Например: синичка, лететь, ёлка. – Синичка подлетела к ёлке.

3. Упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений). Например, «У зайчика белая шубка, потому что …», «Заяц скачет к ёлке, потому что …» и т.п.

ПРИЁМ» «Приём мысленного вхождения в картину».

Рассматривая с детьми картину, можно предложить  им сказать, что они чувствуют (как мороз холодит щёки, как скрипит снег под ногами и т.д.), и что они слышат (скрип снега, голоса птиц и т.д.), помогая им в затруднительных случаях наводящими вопросами. Можно провести  игру «Превращения», предлагая детям перевоплотиться в кого-нибудь из персонажей картины и рассказать свою историю, случившуюся с ним на лесной полянке у ёлочки.

ПРИЁМ: «Образец рассказа по картине».

Образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, эмоционально выразительным. Этот приём чаще применяется в старшей группе, в подготовительной группе мы пользуемся им избирательно.

Творческие задания, применяемые при обучении рассказыванию по картинам детей старшего дошкольного возраста, способствующие развитию воображения детей предлагаются вам в буклете.

1.        Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции).

2.        Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Перед детьми ставится задача узнать действующих персонажей на основе воображаемого диалога. Вариант диалога предлагает педагог: «Я услышала разговор двух персонажей. Один …сказал другому … Кто это мог быть? Как ты думаешь? Почему?».

3.        Игра – упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурных картин. Один из фрагментов картины закрывается экраном. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание данного фрагмента. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображённого на закрытой части картины. Дети, ориентируясь на общее содержание картины, говорят о персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные варианты (персонажи, предметы, моменты действия).

4.        Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Детям предлагается крупноформатная картина с изображением места действия, той или иной обстановки без действующих персонажей. Дети загадывают описательные загадки друг другу; после отгадывания каждого персонажа на картину помещается плоскостная фигурка данного объекта. По ходу заполнения картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажем действий.

5.        задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах, поиск связей, точность воспроизведения пословиц как целостных сочетаний, подобранных к содержанию картины:

  • Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу  …Апрель с водой, … (май с травой).
  • Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как…
  • Придумывание вариантов названия к картине.
  • Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине.
  • Составление продолжения к изображённому сюжетному действию.

Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

Я заметила, что игровые задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Например, упражнение «Скажи по-другому» (подбор слов-синонимов). При рассматривании  картин детям предлагается подобрать к словам, обозначающим предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. К слову «большой» при рассматривании снеговика на картине «Зимние забавы» дети смогли подобрать слова: огромный, здоровенный, мощный, большущий. Когда рассматривали реку, дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая. 

Перед тем, как дети должны будут составлять рассказы, им делается установка - использовать в рассказах слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, стимулирует память, улучшает качество рассказов.

Для поддержания интереса и активизации речевой деятельности целесообразно использовать соревновательные, познавательно-побудительные мотивы. Например, составление книги рассказов после обсуждения с детьми, какой рассказ поместить в книге. Здесь используется как соревновательный мотив, так и семантический. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.

СЛАЙД 8

Для того, чтобы на занятии по придумыванию рассказов избежать шаблонов, целесообразно предлагать разные варианты выполнения задания. Это и составление рассказов по предложенному плану, и составление коллективных рассказов по «цепочке», и индивидуальное рассказывание, и в творческих подгруппах, и продолжение рассказа по предложенному началу. Например, составляя рассказ по частям, дети по очереди составляют мини-рассказы по какому-то эпизоду, части картины; потом все эти рассказы объединяются, и рассказывается всё целиком.

«Цепочка»: первый ребёнок составляет простое предложение по картине, второй ребёнок повторяет это предложение и проговаривает своё. Это задание очень сложное, доступное детям подготовительной группы, и то возможно повторение ограниченного количества предложений.

Таким образом, дети учатся составлять рассказы в разных вариантах, получают  положительный опыт, который помогает им в формировании речевых умений и навыков.

В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям по мере необходимости нужно напоминать правила рассказывания: описание времени и места действия, действующих лиц, причина события, развитие событий, кульминация, окончание событий.

Работая над интонационной выразительностью речи во время рассказывания, педагог учит детей выражать при помощи голоса внутреннее состояние героев и своё отношение к изображённым на картине событиям. Например, при рассматривании картины «Зимние забавы», можно сказать: «Маленькая Наташа просто стоит на льду, боится упасть. Зато Коля смело и уверенно катается взад и вперёд».

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развёрнутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Всё это подготовит ребёнка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин Черниговская Инна Борисовна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 19

Слайд 2

www.themegallery.com Н едоразвитие фонетико-фонематического, компонента языковой системы Недостаточная сформированность произносительной и семантической сторон речи В торичные отклонения в развитии ведущих психических процессов Проблемы связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи Н едоразвитие лексического, грамматического компонентов языковой системы

Слайд 3

Виды речевой деятельности Пересказ литературных произведений 1 Составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы 2 Создание разных видов творческих рассказов 3 Сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок 4

Слайд 4

Сюжетные картины должны: отражать интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывать яркую эмоциональную реакцию; побуждать к размышлению; стимулировать фантазию; способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.

Слайд 5

Приёмы, способствующие развитию интереса к рассказыванию по картине Загадка про объект для каждого ребёнка. Зарисовка отгадки. Отгадывание по наводящим вопросам. Использование простых ребусов, кроссвордов. Отгадка наоборот. Стартовая актуализация жизненного опыта детей («Что вы знаете о …?»). Письмо отсутствующему ребёнку. Составление книги рассказов.

Слайд 6

Беседа по содержанию картины Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какая погода на картине? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? Вопросы На какой праздник наряжаются ёлки? Чем украшают ёлки на Новый год? Почему заяц белый, а не серый? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»

Слайд 7

Приём совместных действий Распространение предложений. Составление предложений из слов. Упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений).

Слайд 8

Составление Коллективных рассказов по цепочке Продолжение рассказа по предложенному началу. Варианты придумывания рассказов Составление рассказа по частям По предложен- ному плану

Слайд 9

Спасибо за внимание ! Успехов во всех делах и начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством рассматривания сюжетных картин...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине»

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изл...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»

Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......

Рассказ по картине как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.       ...