Значение массажа рук на развитие речи детей.
статья на тему

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в  поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masazh_ruk.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Значение массажа рук на развитие речи детей.

Подготовила:

 воспитатель второй квалификационной категории

 Антоненко М. Ф.

Значение массажа рук на развитие речи детей.

    Все ученые, изучавшие детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

    Выдающийся  русский просветитель Н.И.Новиков  еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами,  у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

    Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

    Английский психолог Д.Селли также придавал  очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей

    Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в  поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений  руки и пальцев.

    Физиологами слово  «массаж» трактуется по разному. Одни считают, что  оно происходит от французского глагола  massage  (растирать), который заимствован из арабского языка  (mass – касаться, нежно, надавливать) Другие полагают, что слово «массаж» произошло от греческого masso (снимать руками), третьи от латинского masst (пристающее к пальцам).

    Наши древние предки (славяне) хорошо владели такими приемами, как поглаживание, растирание и похлопывание. По свидетельству летописца Нестора, массаж пользовался признанием в банях, наряду с  похлопыванием и стеганием  тела веником.

     После падения Римской империи развитие массажа в Европе прекратилось на многие века. Этот способ воздействия на организм  вернулся к нам лишь в семнадцатом веке из Швеции, а в конце девятнадцатого века появилось научное обоснование массажа  как способа лечения  различных заболеваний.

    Вместе с зарубежными исследователями отечественные ученые не только дали глубокое научное обоснование массажа, но и разработали новые его виды и приемы.

     Массаж – это  ритмичное поглаживание, растирание, разминание, похлопывание  с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и  те органы, которые находятся к ней ближе всего.

    В коже заложены множество окончаний (рецепторов). Воздействие на них приводит к расширению капилляров (мелких кровеносных сосудов), то есть к полезным сосудистым реакциям. Таким свойством массажа объясняется и механизм его действия, и необходимость его применения даже у здоровых детей.  

     Массаж улучшает питание тканей, так как через расширенные капилляры в  единицу времени больше протекает  крови и больше соответственно поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, потому что в настоящее время у многих детей  отмечается склонность к спазму (сужению) сосудов, отсюда и частые нарушения питания тканей.

    Массаж улучшает секреторную функцию сальных и потовых желез: в мышцах усиливаются окислительно – восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее, чем при полном покое, происходит утомление мышц и восстанавливается их работоспособность. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с ней из тканей удаляются вредные  продукты обмена, а так же усиливается ток венозной крови.

    Массаж улучшает терморегуляцию: в расширенных сосудах происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции. Следовательно, массаж – это еще великолепное закаливающее средство.

    Массаж улучшает деятельность центральной нервной системы. Огромное количество импульсов, посылаемых в кору головного мозга, способствуют созреванию корковых отделов центральной нервной системы. Это приводит к  совершенствованию функций всех внутренних органов и к улучшению деятельности опорно-двигательного аппарата.

    Массаж можно начинать с 3 – 4 недель жизни ребенка, но обязательно по  разрешению врача.

    Основной прием массажа – поглаживание. При этом ладонь руки взрослого  скользит по коже с различной силой давления: вначале оно слабое, но по мере продвижения усиливается , а к концу опять уменьшается. Кисть руки плотно прилегая к телу, скользит спокойно, ритмично и медленно. С поглаживания начинается и заканчивается массирование каждой части тела ребенка.

    Вариантом массажа  является растирание, которое отличается тем, что кожа вместе с глубоколежащими тканями растирается в различных направлениях. При растирании массируют концами пальцев и ладонной поверхностью кисти руки, причем кожа сдвигается вместе с рукой, степень давления постепенно увеличивается.

    Для глубокого массажа мышцы применяется главным образом разминание. При этом приеме мышечные пучки оттягиваются от костей рукой массажиста и разминаются между пальцами рук («выжимание»). Где трудно захватить мышцы производится разминание большими пальцами.

    Прием покалачивания представляет собой ряд коротких ритмических ударов, производимых тыльной или ладонной поверхностью кисти, слегка согнутыми пальцами или ребром ладони.

     Малышам массаж пальцев рук и ладоней делают взрослые. Подрастая, ребенок сам является активным участником  маленьких игр-упражнений.  Это первые игры-упражнения по ритмической гимнастике, где дети стучат ладошками, кулачками , пальчиками по столу в ритм потешке.

Две веселые лягушки,

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают квакушки,

только брызги  вверх летят!

Или: Большие ноги

шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки,

 бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

 

Царапочки, царапочки,

Маленькие лапочки,

Барабанчик оттискали

И тихонько постучали.

Народные игры: «Сорока - белобока». «Ладушки»  являются  первыми игровыми приемами для массажа пальцев и ладоней ребенка.

 Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук. И малышей и старших детей привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы.

Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют упражнения под текстовку: «Гладила мама ежиха ежат, что за пригожие детки лежат!»

Эффекитвные  упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять  различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двухстиший, четверостиший, скороговорок, чистоговорок.

Покатаем мы в руках,

Бусинки-горошки,

Станут ловкими у нас
Пальчики, ладошки!

  Таким образом, полноценное формирование речи у детей напрямую зависит от развития  пальцев рук.   Массаж,  игры и упражнения для  массажа и пальчиковой гимнастики  позволяют добиться прогресса  в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...

«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...


 

Комментарии

Батанина Анастасия Михайловна

Спасибо за содержательную и интересную статью. Полезно для работы