Игрушки - монстры
статья на тему

Шайнурова Алсу Владимировна

   Игрушки-монстры вызывают у нас, взрослых, немалое беспокойство. Однако, эти игрушки чрезвычайно привлекают детей. Почему? Зачем ребенок играет в игрушки-монстры?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ-МОНСТРЫ

     Главное в монстре – это нереальность образа. Это всегда существо «пограничное», составленное из нескольких реально существующих объектов: человек-паук, полуроботы, трансформеры.

    Агрессивность не является основополагающим свойством монстра, хотя на сегодняшний день игрушки-монстры действительно перегружены атрибутами внешней агрессии (когти, оскаленные зубы, огромное количество оружия).

   Образы, подобные образам современных игрушек-монстров, существовали еще в древности.

   Это персонажи из сказок и легенд, такие как Змей-Горыныч, Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Также,  в этом ряду всем известные вампиры, упыри, оборотни, мертвецы и прочая нечисть, густо населяющая, например, славянские леса, поля, болота, бани, дома. Все эти персонажи чаще зловещие, а иногда и помогающие людям, подходят под определение слова «монстр». Правда, в давние времена никто не пытался оформить эти образы в игрушки. Но эти персонажи интересовали людей: детей и взрослых.

   Возможно, образы монстров являются олицетворением страхов людей. Раньше человек боялся потусторонних сил, смерти, а точнее, загробного мира – и поэтому в фантазиях рождались вампиры и оживали мертвецы. Все это помогало уменьшить страх, снять стресс.

   Современный прогресс ставит перед человеком другие проблемы, в решении которых человек пока бессилен. Это мутации, безумное количество машин и суперумных машин – компьютеров.

   Сейчас реален страх того, что человек не справится с этим, что он просто перестанет быть нужным. Возникают образы роботов-убийц, выступивших против людей и разрушающих все на своем пути. Сейчас люди боятся пришельцев из космоса – и возникают образы инопланетян – иногда добрые и комичные, а иногда и ужасные, агрессивные.

   Зачем человеку эти образы? Возможно, для того, чтобы преодолеть свой страх. Человек пытается убедить себя в том, что он сильнее своего страха.

   Возможно, игра с монстрами готовит ребенка к будущему.То, что взрослыми отторгается сегодня, вызывает ужас и кажется ненормальным, следующее поколение будет воспринимать более спокойно.

   Большая часть родителей не задумывается о возможностях игрушки-монстра, понимая их как некоторый негативный фактор среды, воздействующий на ребенка.

   Взрослые запрещают эти игры, конфликтуют с ребенком, но практически никогда не играют вместе с ним, не оказывают влияние на сюжет игры. Даже при самой строгой стратегии запрета, исходящей от родителей, полностью изолировать ребенка от образов монстров практически невозможно. Ребенок выстраивает свое отношение к игрушке, отстаивает свою позицию довольно последовательно, не подчиняясь запретам родителей.

   Большинство игр с игрушками-монстрами агрессивны, с убийствами, кровавыми схватками и т.д. Большинство игр, но не все. И, не смотря на то, что большинство игр агрессивны, сюжеты их весьма различаются. Один и тот же ребенок может, играя с игрушкой-монстром, развивать довольно сложный сюжет (обычно сказочный или напоминающий сюжет мультфильмов и комиксов) а может быть совершенно бессюжетная игра, просто схватка, взрыв агрессии.

   Возможно, это и есть функция такой игры – дать выход агрессии, снять внутреннее напряжение. Но это очень большой шаг в социализации ребенка, когда он научается выплескивать свою агрессию не на реальный объект, ее вызвавший (а это могут быть родители, сверстники, воспитатели, или просто что-то не получилось), а находить заместитель, которым оказывается игрушка-монстр. Внутренняя агрессия теперь направлена на предмет. Теперь ее можно «израсходовать», не причиняя особого вреда окружающим.

   Правда, существует мнение, что такие игры лишь возбуждают ребенка, делают его неуправляемым. К сожалению, сложно точно сказать, что это именно так, потому что взрослые обычно эти игры прерывают, так как подобные игры очень активные, ребенок может носиться по всему помещению. К тому же они весьма шумные и достаточно часто дети травмируют сами себя и друг друга (могут, играя, ударить партнера, или сам ребенок начинает бегать, скакать так, что опасаешься за его жизнь). Это, наверное, самая неприятная особенность этих игр. Часто именно она вызывает осуждение таких игр и игрушек-монстров вообще.

   Такие игры больше свойственны детям, имеющим проблемы в общении с родителями и сверстниками.

   Но эти игры имеют и положительные стороны.

   ТРАНСФОРМЕРЫ, напоминающие конструктор (подчас очень сложный ), развивают мышление и воображение ребенка (как и любой конструктор). Их сборка, как и сборка любого конструктора, развивает мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии мышления ребенка.

    Возможно, некоторые увидят минус трансформера по сравнению с конструктором в том, что он предусматривает обычно лишь несколько модификаций. Но, во-первых, дети обычно все-таки создают свои модификации; во-вторых, для того, чтобы собрать трансформер подчас требуется пространственное воображение, умение соотнести результат своей деятельности с картинкой-образцом и многое другое. В трансформерах важна «текучесть», неожиданный переход от одного образа к другому. Играя, ребенок удерживает все модификации этого образа. Этот переход одного в другое, одновременное существование одного в другом можно назвать диалектичным. И такая игра с трансформерами развивает мышление ребенка.

 

   Игрушка-монстр может помочь ребенку справиться со своим страхом. Монстр – это неопознанное, чего он боится по ночам. Страх объективизируется этой игрушкой, но это уже не злобное чудовище, а игрушка, полностью послушная воле ребенка. И это дает возможность ребенку изо дня в день побеждать эту маленькую пластиковую копию своего страха, уничтожить ее совсем, разбить, оторвать крылья, посмеяться над ней. Ребенок разламывает очередную игрушку-монстра. Возможно, в этом проявляется терапевтическая функция игрушки-монстра. Она помогает ребенку справиться со своим страхом. Это важно для психологического комфорта ребенка.

   Из всего сказанного можно сделать вывод, что игрушка-монстр имеет свои положительные стороны:

  • помогает снять агрессию;
  • помогает справиться со своим страхом;
  • развивает мышление и воображение ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки монстры

Игрушки монстры...

Игрушки-монстры

Консультация для родителей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игрушки монстры

             Игрушки – монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию.Учите детей играть, использовать предметы-заместит...

Вредны ли игрушки-монстры для детской психики?

Средства массовой информации с завидным постоянством возвращаются к теме игрушечных монстров и непоправимому вреду для детской психики, который они якобы причиняют. Но так ли это на самом деле, и стои...

«Игрушки – монстры»

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка, в первую очередь, с помощью мультипликационных фильмов и компьютерны...

Консультация "Игрушки- монстры"

Материал содержит информацию о том, как правильно подбирать ребёнку игрушки....

Игрушки -монстры, которые не нужны нашим детям

В последнее время  в жизни нашихдетей появились ирушки, которые ломают сознание наших детей. Покупая игрушечных монстров,родители в первую очередь помогают производителям заработать деньги на жел...