"Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника»
консультация (младшая группа) на тему

Акишева Елена Александровна

Сообщение на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Светлячок»г. Советский»

Сообщение на родительском собрании 

ТЕМА: «у Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника»

Воспитатель: Акишева Е.А.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь организована так, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает егс жизнь с общественной средой. Семья не может существовать вне связи с окружающим. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок с детства стремится v дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только с себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать пру организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей. В помощь семье развивается общественное дошкольное воспитание Общественное и семейное воспитание проходят в единстве. Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы. Родители постоянно воспитывают своих детей: при сборах в детский сад, по вечерам, в выходные и праздничные дни. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительный оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, телевидение, интернет и т. д.); советуются с воспитателями. Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированы умны, гуманны - с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени непослушны, у них плохая память и т.п. Такие рассуждения ошибочны Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка. Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более  подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов - они «говорят», что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу - им тоже пора отдыхать. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.

 Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный, характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним. Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (тс безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям  недостает любви, рано или поздно это драматически скажется и на: духовном и нервно-психическом развитии. Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ  жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, т родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют его игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Содержательное общение взрослых и детей обогащают семейные отношения. Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость, - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерит, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет. Наконец, третий фактор семейного воспитания - возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными,        посадка цветов, кустарников во дворе дома, участие в субботниках, организуемых детским садом, организация воспитательной работы старших дошкольников со своими младшими сверстниками; изготовление поделок совместно с детьми.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающих всех членов

семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся е коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но подчиняться.

Семья в нашем обществе - первичный коллектив, в котором все е члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери и отца) - забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

Во многих семьях дети дошкольного возраста активно привлекаются к участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные обязанности, вместе готовятся к семейным, народным, государственным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи и т. п. Дети знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.

Проведенные исследования показывают, что активная нравственная позиция ребенка-дошкольника в семье способствует воспитанию у него довольно устойчивых гуманных черт, начал коллективизма. Эти положительные черты проявляются в детском саду, в 1 классе школы, что подтверждают воспитатели и учителя. Если же дети лишь пассивные объекты воспитывающих и обучающих воздействий взрослого, которые привыкли «получать» любовь, заботу, то у них быстро начинают складываться потребительские привычки, формируются эгоистичные черты.

Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей в семье. Каков режим выходного дня, его содержание? Он должен быть приближен к режиму детского сада. Как распланировано утреннее время до отхода в детский сад? Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном? (Шумные игры, чтение детям волнующих воображение книг противопоказаны.) Удается ли взрослым членам семьи использовать доступную дошкольнику деятельность в качестве важнейшего средства воспитания?

Полезны детские игры, которые придумывают сами ребята, а также готовые настольные и обучающие игры (лото, шашки и др.), игрушки для игр, купленные в магазине и самодельные. Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми: мать или отец подскажут увлекательную хорошую игру, напомнят о необходимости выполнения правил игры, научат с помощью игрушек, как надо бережно обращаться с вещами. Посредством игры можно помочь сыну, дочери охотнее и лучше выполнять правила поведения. Например, вы даете пятилетнему сыну пилотку отца, он изображает летчика. Приходит время подготовки ко сну, а вы никак не оторвете его от игры. В этих случаях: используйте игровую роль. «Летчику пора на отдых, - говорите вы, - если он не отдохнет, как следует, его не допустят завтра к полету».

Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.

Совместный труд родителей, других старших членов семьи и детей ценен для содержательного общения, развития познавательных интересов дошкольников, трудовых умений.

Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребенка, полезны для его умственного, эстетического и нравственного развития: рисование и лепка, слушание сказки рассказа, разучивание стихов, пение и танцы и др.

«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?» - спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, наблюдает время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, дает им советы. Занятия, игры-занятия, требующие наибольшей сосредоточенности, проводятся утром в субботу или воскресенье: по математике, развитию связной речи, фонематического слуха.

Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок:        старшими        организуются спортивные игры, вместе поют,

танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.

Таким образом, различная практическая деятельность детей дошкольного возраста (которой руководят мамы, папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении - ценнейшие средства воспитания.

Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телепередач, мультфильмов. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.

Обратим внимание на следующий важный вопрос. Проанализируйте, ка распределяются в вашей семье хозяйственные и педагогические функции между мужем и женой - отцом и матерью. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба работают на производстве ведут ту или иную общественную работу. Можно привести много положительных примеров такого распределения. Но данные социологов обследовавших немалое число семей, вызывают тревогу: у женщины - матери уходит на хозяйственно-бытовую работу по дому в два раза больше времени, чем у мужчины-отца. Значит, ей не хватает времен для воспитания детей (хотя она и использует в целях воспитания совместный домашний труд) и ухода за собой. Труд, которым занимает в семье мужчина (столярный, слесарный и т. п.), почти не распространен в городских семьях. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, чем и объясняется снижение воспитательного воздействия отцов на детей.

Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно- бытовой и воспитательной работой родителей, а также бабушек и дедушек (если они живут вместе с вами), с участием детей в оказании им помощи. Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые члены семьи являются для ребенка образцом для: подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него. До начала работы и в ходе ее взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу. Совместная со  взрослыми работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальном труду.

Трудовое обучение взрослых и детей не должно ограничиваться лишь домашними делами. Наукой и практикой доказано, что взрослый должен постепенно вводить ребенка в общественную жизнь, воспитывать интерес к разным профессиям, уважение к труду и трудящемуся человеку. Это важно для нравственного развития ребенка. Ребят воспитатели, а также родные знакомят с бытовыми и культурными объектами ближайшего окружения; при возможности проводят экскурсии на предприятие, где работают их отцы, матери.

Воспитатели дошкольных учреждений поддерживают интерес воспитанников к совместному с взрослыми труду, народным традициям и обычаям, нередко принимают участие в организации празднеств. Проводят с детьми экскурсии к памятным местам родного города: возложение цветов к Вечному огню, на братские могилы - как дань памяти и уважения погибшим защитникам Родины. Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей старших членов семьи. Совершенствование жизни семьи - ее уклад, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Консультация для родителей дошкольников "Роль семьи в воспитании ребенка"

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам - психологам, родителям....

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника»....

Консультация для родителей дошкольников Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка»

Консультация для родителей дошкольников Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка»...

"Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника"

laquo;Россия — это действительно огромная семья, можно сказать, семья семей. Ведь здесь столетиями в мире и согласии живут люди разных национальностей, а многообразие их культур, языков, обычае...