"Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Беберина Оксана Николаевна

«Россия — это действительно огромная семья, можно сказать, семья семей. Ведь здесь столетиями в мире и согласии живут люди разных национальностей, а многообразие их культур, языков, обычаев не разделяет, а напротив, объединяет Россию».

         Семья - это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш - это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы - это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка, которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_rebenka-doshkolnika.docx81.55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника

2u9E_QMkjYA

«Россия — это действительно огромная семья, можно сказать, семья семей. Ведь здесь столетиями в мире и согласии живут люди разных национальностей, а многообразие их культур, языков, обычаев не разделяет, а напротив, объединяет Россию».

«Сегодня в некоторых странах, как вы знаете, институт семьи и нормальные, просто нормальные человеческие ценности цинично разрушаются, подменяются псевдоценностями. Там предают забвению традиционные семейные ценности. А мы, напротив, будем их сберегать, будем их укреплять, передавать будущим поколениям.

Это безусловный выбор нашей страны».

В.В. Путин

 

Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет.

          Именно дошкольный возраст - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности.

          На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности.

          Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений.

          Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, однако он имеет огромнейшее значение. Это период, когда ребёнок развивается как никогда стремительно и бурно. Дошкольный период является периодом становления детской личности, а поэтому уделять внимание развитию ребёнка надо начинать с раннего возраста».

           Все прекрасно знают, что главный институт воспитания ребенка – это семья. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».

           «Дитятко словно тесто: что замесил, то и выросло!» гласит народная мудрость.

          Родители должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке, какие черты характера выработать у ребёнка и подумать, что они делают для этого (обсуждение). Родители должны понимать о своей ответственности перед обществом за его воспитание. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всем, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение.

           Семья - это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш - это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы - это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка, которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни.
           Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта создаются в семье. Семейное воспитание - это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. 

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

         Семье принадлежит главная роль в формировании речи ребенка. Речь родителей должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети очень точно улавливают, как разговаривают взрослые и можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Ваше языковое богатство становится его достоянием. Хорошая дикция, правильное произношение - это то, чем должны владеть родители. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон.

            Нужно помнить о внушаемости. Часто ругая или обсуждая ребёнка родители могут утверждать, что он ленивый, невнимательный, трусливый и т. д. так вот слова для ребёнка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Оценивая внушаем самооценку.

               Как можно раньше, детей следует приобщать к труду. От природы ленивых детей нет, в каждом можно воспитать трудолюбие. У детей должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения (обсудить и вводить в повседневную жизнь).

              В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Отец меньше опекает своих детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину.

              Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это несвойственно для большинства современных отцов. Необходимо не забывать о том, что папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

            Слушайте своего ребёнка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах, неудачах. Пользуйтесь словами «доволен», «недоволен», «сердит», «огорчен», чтобы дети знали, что ощущают люди и как меняются их чувства.

              Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчинятся. А СЕМЬЯ – это, прежде всего, ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК любви, воспитания, исторического наследия нашей страны и КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ!

             Обобщая всё сказанное выше, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. И если взрослый вдруг захочет понять другого, ему непременно придется повернуть глаза и уши на него, настроить свой ум и чувства на его мысли и желания.

             Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Правильная, разумная любовь матери и отца помогают ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

(В.А. Сухомлинский).

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»

Беберина О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в воспитании ребенка дошкольника

Данная статья рассматривает влияние детского сада на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Материал ориетирован на педагогов  для использования в работе с родителями....

"Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника»

Сообщение на родительском собрании...

Деловая игра с родителями "Роль книги в воспитании ребенка-дошкольника"

Цель деловой игры с родителями - донести до слушателей важность семейного чтения       Задачи:Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу приобщения детей к кн...

"Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"

Консультация будет полезна родителям дошкольников....

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника»....