Родительское собрание "Детство-это игра"
материал на тему

Попова Алена Владимировна

Конспект встречи с родителями в котором раскрывается важность игры для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Час общения с родителями на тему « Детство – это игра»

Цель: помочь родителям осознать пользу детской игры в становлении личности ребёнка, установлении тёплых отношений в семье.

Задачи:

раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

приобщить к игре ребенка в условиях семьи;

Предварительная работа:

Опрос родителей.

Подготовка презентации с 2-3 родителями « Домашняя игротека»

Подготовка стенгазет, альбомов из опыта семейного воспитания.

Оформление с детьми приглашений для родителей.

Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

Видеозапись интервью детей по вопросам:

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игры? Какие?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

Оформление памяток для родителей ( Приложение № 1)

Оформление картотеки игр « Поиграйте дома»

Участники: родители, воспитатели.

Ход собрания.

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Давайте сегодня поговорим об игре.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

(Высказывания родителей.)

  Игра-задание

 Предлагаем  вам такое  задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Покупая  ребёнку игрушку, обсуждаем, как с ней можно играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Предлагаем вашему вниманию видеосюжет, по которому  можете сравнить Ваше представление об играх ребёнка дома с мнением самого малыша.

Видеозапись интервью детей «Как я играю дома»

Воспитатель. Из опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из вас отметили роль игры в развитии  детей. Но ошибочно относить к играм  детей забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач.  Любимые игры детей это:  "Детский сад", "Больница", "Семья", "Водители" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии  ребенка.

Главный аргумент взрослых: игра – бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем   (в отличие от письма и счета). Под бесполезностью в этом случае понимается отсутствие жизненно необходимого результата. А есть ли у Вас, уважаемые взрослые, подобная деятельность? Всегда ли вы занимаетесь только полезным?

Известный математик А. Пуанкаре, рассуждая о пользе наук писал: «Учёный изучает природу не потому, что это полезно, но исследует её потому, что это доставляет ему наслаждение».

Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

 В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы)

В игре ребёнок учится:

  • Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознать своё реальное место среди других людей.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Ребенку необходимо время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре и  негативные представления о жизни.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Можно выполнять  главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.

Видеофрагмент сюжетно-ролевой игры « Магазин»

Вопросы к родителям после просмотра:

- Как бы Вы  расширили сюжет игры?

- Какой диалог можно предложить ребёнку?

- Какие роли можно добавить?

 (Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы)

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность  к  близким.  

Вопрос к родителям:  «Что такое хорошая игрушка?»

 Обобщение. Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать.

Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки:  сюжетно - образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.),  двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы,  дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Настольные игры (игры с правилами): лото, домино, парные картинки  открывают перед  детьми возможность получать удовольствие от игры, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, глазомера, учат выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Презентация 2-3 игр из опыта семейного воспитания.

Часто можно услышать:

«На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. А знания он и так получит в детском саду».

« Много работы, а ещё нужно ужин приготовить, домашними делами заняться…»

 Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Мы предлагаем игры, не требующие специальной подготовки, оборудования, в которые можно играть по дороге из детского  сад, при ожидании в  поликлинике, дома на кухне, т.е. любая минута может быть посвящена ребёнку. Кроме того эти игры помогут развить способности вашего ребёнка.

Мастер-класс:  (приложение № 2)

 Словесные игры: « Скажи наоборот», « Цепочка слов», « Съедобный алфавит»

Игра по методике сужения поля поиска « Найди загаданный предмет»

Вывод:

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

На память о нашей встрече родители получают памятки

Расставаясь, предлагаем родителям оставить камушек (фишку) возле того изречения, с которым согласны:

  • Игра служит для забавы, для развлечения ребёнка.
  • Игра - это одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
  • Игра – бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем.  
  • Игра - это одно из важных средств воспитания.
  • Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
  • Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Приложение 1

Памятка для родителей

  • Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще.

  • Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения.

  • Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
  • Игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.

  • Добровольность – основа игры.

Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела.

  • Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку,  нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

  • Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

  • Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение.

  •  Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Приложение 2

Игра « Скажи наоборот»

Цель: расширять словарный запас

Примерный список слов - антонимов, используемых в игре.

Много - мало

Тихо - громко

Темно - светло

Далеко - близко

Вредно - полезно

Горячо - холодно

Медленно - быстро

Внутри - снаружи

Высоко - низко

Вместе - отдельно

Глубоко - мелко

Ласково - грубо

Смех – плач

Начало – конец

Шум – тишина

Горе – радость

Богатство – бедность

Мир – ссора

Друг – враг

Жар – холод

Жизнь – смерть

Награда – наказание

Правда – ложь, обман

Почет – позор

Труд – лень

Узкий – широкий

Старый – молодой

Чистый – грязный

Твёрдый – мягкий

Больной – здоровый

Длинный – короткий

Худой – толстый

Трусливый – храбрый

Кислый – сладкий

Сытый – голодный

Умный – глупый

Вежливый – грубый

Злой – добрый

Хороший – плохой

Гладкий – шероховатый

Дорогой – дешевый

Легкий – трудный

Легкий – тяжелый

Острый – тупой

Полный – пустой

Сухой – мокрый, сырой

Толстый – тонкий

Толстый – худой

Яркий – бледный

Завязать – развязать

Намочить – высушить

Написать – стереть

Давать – брать

Увеличивать – уменьшать

Медлить – спешить

Выигрывать – проигрывать

Говорить – молчать

Забывать – помнить

Зажигать – тушить

Закрывать – открывать

Здороваться – прощаться

Кричать – шептать

Мириться – ссориться

Нагревать – охлаждать

Найти – потерять

Опускать – поднимать

Покупать – продавать

Приезжать – уезжать

Соединять – разъединять

Спасать – губить

Хвалить – ругать

Весело – грустно, печально, скучно, тоскливо

Игра « Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, умение определять последний звук в слове, подбирать слово на заданный звук.( змея – як – корова …)

Игра « Найди загаданный предмет»

Цель: учить действовать по заданному алгоритму, правильно задавать вопросы, развивать внимание, мышление.

Выставляется в ряд несколько предметов (на кухне это могут быть предметы посуды, продукты; устно можно загадать любое число до 10, 20, 100; загадать палец на руке и т.д.)

Ведущий загадывает предмет, отгадывающий задаёт вопросы по алгоритму:

  1. Выбрать и спросить на линии о среднем объекте ( Это средний палец?)
  2. Положение от среднего предмета (Это справа от среднего пальца?)
  3. Отсечь (убрать) ненужные объекты.
  4. То же дальше, до угадывания объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ. ТЕМА: «ИГРЫ, ИГРУШКИ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ».

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в Игре, и её н...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....

Родительское собрание «Развивающие игры нашей группы» по играм В. В. Воскобовича

Вводная часть Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада встрече с Вами. Проанализировав Ваши анкеты я пришла к выводу, что многие родители не знакомы с такими играми и пособиями, как палочки Кьюзе...