Готовность к школе
консультация на тему

Редькина Оксана Геннадьевна

Консультация для родителей о готовности детей с нарушением слуха к школе. Чем и как могут помочь родители своим детям, когда они пойдут в школу. Советы от учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gotovnost_k_shkole.zip1.57 МБ

Подписи к слайдам:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Умение выделить главное и устанавливать связи между явлениями и событиями;
Способность сконцентрировать внимание;
Логическое запоминание;
Умение воспроизводить или работать по образцу;
Развитие тонких движений руки и их координация.
7. Развитие памяти

-
Из 10 названных слов (например: мяч, собака, кукла, рыба, лиса, самолет, машина, дом, лук, яблоко) ребенок должен назвать 7-8. Если с первого раза не удается запомнить, взрослый может повторить весь список второй и третий раз.
-
Рассмотрите картину, попросите перечислить как можно больше деталей картины, которые он запомнил.
-
Выучите стихотворение.
-
Разучите с ребенком танец, последовательность любых движений.
ВНИМАНИЕ!
При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы – чуть расслаблены.
При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения – даже самых простых упражнений.
Продолжительность письменной работы – 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными)
Уровень развития у каждого разный – поэтому учиться все будут по-разному. Каждый приходит в школу со своим багажом и опытом, навыками и привычками, но
ГЛАВНОЕ

это способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность
к обучению
Умение общаться со
сверстниками
Учеба в школе предполагает взаимодействие и сотрудничество ребенка с другими детьми в ситуации общей учебной задачи. Готовность к общению с одноклассниками:
Ребенок сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками и относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности;
Ребенок не конфликтен;
В совместной деятельности ребенок удерживает во внимании общую для всех участников цель деятельности
Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на прогулки, праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы…
6. Умение ориентироваться во времени и пространстве
-
Ребенок должен знать время суток: утро, день, вечер, ночь;
-
Ребенок должен быть знаком с календарем. Должен знать, что из суток складывается неделя, из недели – месяц, а из месяцев год. (Назови дни недели, месяцы).
-
Ребенок должен уметь соотносить положение своего тела с расположением окружающих предметов (Что спереди, сзади, слева, справа, наверху, внизу?)
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
Организуйте распорядок дня (стабильный режим дня; полноценный сон и прогулки на воздухе);
Формируйте у ребенка умение общаться;
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка;
Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными;
Длительность занятий не должна превышать 20-30 минут;
Не пытайтесь предлагать ребенку занятие, если он устал. Толку от таких занятий не будет;
Необходимо, чтобы занятия имели регулярный характер. Лучше помалу, но часто.
«Готовность к школе»

(консультация для родителей)
Подготовила: Учитель-дефектолог
Редькина Оксана Геннадьевна
ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Поступление ребенка в школу – это стресс не только для него, но и для его родителей. Рекомендуется самим родителям: осознать, что теперь им неизбежно придется уделять больше времени ребенку, заниматься с ним и т.д.
Возможно, что у самих родителей остались неприятные воспоминания, связанные со школой, и они могут начать переживать их заново (например, чувствовать себя «зависимым, испуганным ребенком» рядом с учительницей или, наоборот, по-детски сопротивляться всему, что говорит учительница). Необходимо осознать, что теперь вы приходите в школу не как ученик, а как состоявшийся взрослый человек. Постарайтесь создать партнерские отношения с учителями. Цель этих отношений – успешное пребывание в школе и обучение вашего ребенка.
Вы, как «родители ученика», можете столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребенка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие пассивными), им снятся страшные сны, некоторые утром жалуются на боль в животе, у кого-то развиваются тики. Это проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов – учителей, психологов. Но основа разрешения проблем – это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребенка
УСПЕХОВ И ТЕРПЕНИЯ!
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Умение ребенка произвольно общаться со взрослыми
Произвольно, значит, самостоятельно регулируя свое поведение в соответствии с требованиями учебной ситуации.
Произвольность:
Ребенок понимает условность учебной ситуации и разницу между школой и детским садом или пребыванием дома. Родители должны объяснить ребенку, что он будет учиться в школе 11 лет, с сентября по май, с понедельника по пятницу, по несколько уроков в день (с переменами), с обязательным выполнением домашних заданий. За выполнение заданий он будет получать отметки. В школе у него будет свое место за партой. В туалет он будет ходить на переменах или во время урока, спросив разрешение учителя.
Ребенок понимает и принимает свою позицию как ученика и позицию взрослого как учителя. Родители должны разъяснить ребенку необходимость называть учителя по имени и отчеству, отвечать на его вопросы, выполнять его требования
5. Развитие мышления

-
Умение обобщать и исключать по существенным признакам. Назови одним словом: кошка, собака, корова…(домашние животные); лук, капуста, помидор…. (овощи).
-
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Взрослый берет открытку и разрезает ее на части, перемешивает их. Ребенок должен восстановить картинку, которую он прежде не видел.
-
Умение выделять причинно-следственные и пространственно- временные логические связи. Разложить по порядку 6 картинок. Составить по ним рассказ.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Ребенок должен быть старше 6,5 лет. Если он младше, но хорошо развит, то может учиться с согласия приемной комиссии
Уровень физического развития (отражен в медицинской карте ребенка)
Начало обучения в школе – стресс для ребенка:
физический стресс
(смена режима, непривычные нагрузки на организм – надо долго сидеть, быть сосредоточенным, выполнять новые действия и т.д.) и
психический стресс
(новая обстановка, новые люди, новая деятельность и т.д.)
Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.)
Щадящий режим дня - ребенок мог поспать или полежать днем, если захочет; ежедневные прогулки; высыпаться ночью.
Необходимо оборудовать дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.
ЕСЛИ РЕБЕНОК НАСТРОЕН ПРОТИВ…
Вводите ребенка в школьный мир постепенно. Чаще приходите гулять в школьный двор (любой), вместе смотрите фильмы со школьной тематикой. Расскажите забавные истории из своей школьной жизни.
Позаботьтесь об атрибутике. Выберете и купите вместе с ребенком самый красивый портфель, пенал, ручки, карандаши, линейки, ластики.
Поиграйте в школу дома. Ведите несложные «школьные уроки» – где учительницей будете Вы, любимая бабушка, сам ребенок. Не пугайте ребенка: не делайте замечаний, не выдумывайте сложных заданий, не ставьте «троек, двоек». Почитайте вместе книжки про школу.
Старайтесь не показывать ребенку Вашу озабоченность «школьным вопросом», да и сами постарайтесь отнестись к этому легче.
3. Развитие эмоций

Ребенок должен уметь оценить эмоции и настроение людей. Упражнение: какое лицо здесь радостное, злое, грустное и т.д. Нарисуй свое настроение, мамы, друга. Для этого можешь посмотреть в зеркало или на фотографию
4. Развитие восприятия
- Изучить предмет, используя все органы чувств, и рассказать какой он на вид (цвет, форма), по запаху, по вкусу, на ощупь.
- Умение восстанавливать рисунок по образцу. Показывают половинку картинки и просит дорисовать вторую половинку.
Для Вас, заботливые родители, создана эта презентация, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребенка.
На этапе подготовки:
Избегайте чрезмерных требований
Предоставляйте право на ошибку
Не думайте за ребенка
Не перегружайте ребенка
Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам
Устраивайте ребенку маленькие праздники
Для успешного обучения к школе к моменту поступления ребенок и его родители должны иметь определенную готовность.
Это готовность самого ребенка:
- физическая;
- личностная;
- интеллектуальная
И готовность его близких
, которые возьмут на себя работу по адаптации ребенка к школе
Упражнения на развитие высших психических функций
Развитие внимания
На листе

бумаги вразброс написаны буквы алфавита, ребенку нужно найти и вычеркнуть, например, букву
О.
у
То
То же самое можно сделать и с цифрами, например, вычеркнуть цифру 1.
2. Развитие воображения
Способность к воображению у ребенка можно проверить ( и развить), выполняя упражнения типа «Художник». Например: художник начал рисовать картины, но у него кончились краски. Заверши, пожалуйста, его работу
8. Развитие речи
- Умение отвечать на вопросы: Как тебя зовут, фамилия, сколько лет? Какое сейчас время года, месяц (был, будет)? Где ты живешь, назови адрес? Что ты можешь рассказать о своей семье? Каких животных (овощи, фрукты, посуда, мебель, профессии и т.д.) ты знаешь? Хочется ли тебе идти в школу?
- Опиши картинку или составь рассказ из рассыпного текста.
- Опиши помидор (что это? Какой по форме? Какой по цвету? Где растет?), или угадай – Это фрукт. По цвету желтый, по форме овальный, по вкусу кислый, растет в саду. Что это?
- Выполнять различные поручения (дай мяч, возьми тарелку и поставь на стол, убери рубашку в шкаф и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....