Психологическое здоровье ребёнка и телевидение
консультация на тему

Геращенко Ирина Ивановна

Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_televidenie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

     Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

     Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему все чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

     Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированных на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т.д.

     Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чем проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно.

     Чем опасно такое телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

     Чувство опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

     Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

     По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, еще не осознанный сценарий линию агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

     Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребенок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностями. Эти потребности во многом определяют семья и общение со сверстниками.

Исследования Х. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

     Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребенку не доступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

     Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «…Ситуация будет влиять на ребенка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает ее смысл и значение… Ясно, что ребенок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребенок, который вообще не понимает, что здесь произошло… Влияние среды на развитие ребенка будет измеряться  среди других прочих влияний также степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде».

 В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

     На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени. На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку больше запоминается рассказ о какой-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

     Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждения сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями.

     Этот, казалось бы, легких путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

     Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых. В чем же опасность рекламы? У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, Быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеороликов может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

(М.А. Карташова)

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

     Классические российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей еще спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днем, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.

     Пример из практики.

      К психологу пришла мама, с ужасом констатируя, что ее сын трех лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царит любовь и взаимопонимание, ребенок не мог услышать ничего подобного. По словам мамы, он повторяет во сне эти слова словно зомби.

     Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит зарубежные фильмы и с удовольствием смотрит их вместе с малолетним сыном. Папа уверен, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто замирает, даже не обращает на нас внимания». Поэтому молодые родители покупают ребенку целые сборники зарубежных мультфильмов, особо не анализируя их содержание, - «они очень красочные, в них много компьютерных эффектов». Безусловно, есть очень хорошие фильмы, например диснеевские, но, видимо, их прокат дорог, и поэтому наши дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами агрессии, обмана. Не случайно  любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, Черепашки-ниндзя, Бетмен и другие – ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать.

     Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же Черепашки-ниндзя, роботы, и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики. Игрушка, по мнению психологов, имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребенка, она несет в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребенок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных мультфильмов.

     Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников.         Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятие о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
  • Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  • Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  • Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

     Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех,  победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ребенку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций героев.

     Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическое здоровье ребенка и телевидение"

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.Телевизор - это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно можетвыполнять функции образовательного, развлекательного и воспиты...

Психологическое здоровье ребенка и телевидение

Чем опасно телевидение для ребенка?...

«Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»...

Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и восп...