Школьное завтра
консультация на тему

Курчинская Марина Дмитриевна

Консультация для родителей подготовительной группы, раскрывающая особенности подготовки ребенка к будущей школьной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnoe_zavtra.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНОЕ ЗАВТРА

Подготовка ребёнка к школе начинается заблаговременно, с младшего дошкольного возраста; осуществляется она не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Расширение детского опыта и объёма знаний надо понимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и как формирование у детей качественных мыслительных способностей. Умственное развитие ребёнка идёт в двух направлениях за счёт возрастающей умственной активности и накапливания определённой суммы знаний, доступной ребёнку.

  1. Основные направления подготовки ребёнка к общению в школе: форме круга представлений, мыслительной способности, психологической готовности к учению, интереса и потребности к познанию нового, трудолюбия, усидчивости, памяти, логического мышления, способности к волевым усилиям.
  2. Особенности детского мышления (конкретность, образность, наглядность, действенность) и развитие речи.
  3. Природа и знакомство с окружающей жизнью – средство развития наблюдательности и логического мышления. Роль наблюдений и эксперимента в осмыслении дошкольником сути явлений.
  4. Оценка результатов детской деятельности как стимул демобилизации волевых усилий, стараний.
  5. Культура деятельности будущего школьника.

Особое место в умственном восприятии занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у них развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям природы ребёнок делает много открытий, познавая материалистические представления. Обращённые к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» - свидетельство углубляющегося интереса ребёнка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей всё более и более развиваются умственные способности  внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

Первостепенная задача в подготовке ребёнка к школе – побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого необязательно решать какие-либо специальные задачи – головоломки. От нас требуется умение вводить ребёнка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, т.к. позволяют ребёнку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путём сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.

У детей в подготовительной группе мы развиваем способность придумывать небольшие рассказы по сложенным картинкам, совершенствуем формы монологической роли.

Детей учим отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений.

Чтобы передать сюжет, ребёнку приходится совершать сложные умственные операции – определять, в какой связи находятся изображённые на картинке предметы, какое событие отразил художник, учесть «фон», на котором разворачиваются действия, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого, и т.п. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребёнка к правильным суждениям.

Задание детям придумывать конец рассказа опирается на детский интерес и потому является особенно эффективным средством заставить ребёнка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности. Даже молчуны стараются высказаться.

Важно следить, чтобы ребёнок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребёнка. Если он видит, что вы серьёзно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребёнка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. Ребёнок, стоящий у порога школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его помощниками в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учёбу, игру, отдых.

Ещё в дошкольные годы ребёнок должен усвоить: любая деятельность – игра, труд, занятие – требует определённой подготовки. Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребёнка на серьёзный трудовой лад, создаёт в нём желание выполнить работу, уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.

Подготовка к школе требует комплексного подхода; надо помогать ребёнку «умнеть» за счёт всевозрастающей умственной активности, накапливания определённой суммы доступных знаний, а также приобретаемых им психологических качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Завтра в школу!"

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Современная школа требует от детей, посту...

Завтра будет уже поздно...

Автор: Заушицина Людмила Константиновна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ «ЦРР-ДС «Улыбка», город Абаза, республика Хакасия.      Очень многие р...

Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники!

Интеллектуальная игра для детей и родительной подготовительной к школе группы....

Фестиваль конструирования - проект "Москва вчера, сегодня, завтра"

В течение месяца наша группа вела работу по созданию мини-музея «Моя Россия». Цель данного проекта - знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотиз...

Проект "Сегодня мы вместе, а завтра я сам"

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....