Проект "Семейные праздники и традиции"
проект (средняя группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н Заболоцкий.

Цель: Организовать мероприятия, побуждающие   ребенка  и родителей к творческому    самовыражению,   поддерживанию традиций семьи.

Задачи: Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках. Заложить основу традиций заседания «Семейного клуба».

Срок реализации – в течение года.

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_prazdniki.docx722.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Семейные праздники и традиции"

Колесникова С. Н. воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н Заболоцкий.

Цель: Организовать мероприятия, побуждающие   ребенка  и родителей к творческому    самовыражению,   поддерживанию традиций семьи.

Задачи: Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках. Заложить основу традиций заседания «Семейного клуба».

Срок реализации – в течение года.

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью 
загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части.

Загадки

      Красна девица в окно глядит.

      А это что за девица?

    Очень легкий, как былинка,

Сам зеленый, как травинка,

На лугах, в лесу, у речек

В травке прячется...

                                    g0140666

   Расколи его – будет зернышко,

Посади его – будет солнышко.

                                   g0101090

     Стоят в поле сестрички,

     Желтый глазок, белые реснички.

                                              g0133767

    Эй, звоночки, синий цвет!

    С языком, а звону нет!

                                                 g0205157

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

                                   g0422604

Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит.

                                     g0422613

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

                                  g0144834

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.    

                                     

Зимой и летом

Одним цветом.

                                             g0156557

  Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ

1. «Утка и Селезень».

Все в кругу, в середине – Утка, за кругом – Селезень, ловит Утку. Играют как в «Кошки-мышки».

Дети (поют).   Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, ты домой,

Поди, серая, ты домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

2. «Верба-вербочка».

Водящих выбирают считалкой: мальчика и девочку. Дети стоят в двух кругах. В одном круге – девочка, в другом – мальчик. Дети двигаются со словами:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит.

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

Канарейка-Машенька.

Соловейка-Сашенька. (Ванечка.)

Люди спросят:

«Кто такой?»

«Саша, Саша, милый мой!»

(«Ваня, Ваня, милый мой!»)

С ч и т а л к а:

Верба распустилась,

Вся распушилась,

Без вербы нет весны,

Мы играем – водишь ты!

В конце круги разрываются, и дети пляшут под русскую народную мелодию.

3. «Воробышек».

Идут по кругу, в центре Воробей (один из детей).

Весна.              На улице стало теплее,

А на сердце веселее.

Давайте играть

Да как птички щебетать.

Вот воробей, что мы ему скажем –

То он и покажет!

Покажи, воробышек, (2 раза)

Как уточка ходит,

Как она гуляет.  

Воробей.          Вот так уточка ходит,

Вот так она гуляет.

Весна.              Покажи, воробышек, (2 раза)

Как бабушка ходит,

Как она гуляет.

Воробей показывает, и т. д. Воробья можно спросить:

Как девушка ходит.

Как заинька скачет.

Как курочка кудахчет.

Как кукушка кукует.

Как ветер дует.

Как ребенок плачет.

Как деревья шевелятся.

Как птицы летают.

Как ягоды собирают.

Как огород копают и т. д.

4. «Барашеньки-крутороженьки».

Дети идут по кругу, мальчик Ваня в кругу.

Барашеньки-крутороженьки (идут пружинистым шагом)

По лесам ходили, по горам бродили (топающий шаг),

В скрипочку играли (имитируют игру на скрипке),

Ваню потешали (кланяются).

Ваня, Ваня, простота (дразнят),

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед,

И поехал в огород.

Ваня догоняет детей.

5. «Волк и гуси».

Выбираются дети – Волк и Хозяин, остальные – Гуси. На расстоянии отмечено: «Дом» – «Гора».

Хозяин.         Гуси, гуси

Гуси.                 Га-га-га…

Хозяин.         Есть хотите?

Гуси.                 Да-да-да…

Хозяин.                Так летите домой!

Гуси.                 Серый волк под горой,

                 Не пускает нас домой.

Хозяин.         Ну летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Дети бегут. Кого волк «запятнает», тот выходит из игры.

6. «Куры, курченяточки».

Дети в кругу, водящий в середине круга, дети поют (на мотив русской народной песни «Во саду ли, в огороде»): Куры, курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут и гребут,

И в амбар несут.

Петушкам дают,

Петушки не едят,

И все делают вот так!

Под русскую народную мелодию водящий показывает движения, дети повторяют (присели, машут крыльями, подпрыгивают, клюют зерна и т. д.).

7. «У медведя во бору».

Ведущий. Лето на дворе. В это время года дома не сидится, манит лесной бор, сладкая ягода, ласковая и прохладная речка. Но можно встретить в лесу «шутника»-Медведя. Царство дикой природы таит опасности, оно полно тайн и загадок. Хозяин леса бдительно охраняет свои владения.

Считалкой выбирается Медведь.

Дети идут и поют. Медведь лежит.

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Медведь (поднимается со словами).

Кто в лесу гуляет

И мне спать мешает?

Догоняет детей.

8. «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине зала на расстоянии стоят Солнышко и Снежинка (взрослые). Птицы бегают врассыпную со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.

Маленькие птички,

Птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» собираются у Солнышка, а «зимующие» – у Снежинки. Чей кружок быстрее соберется, те выиграли.

9. «Пчелки и ласточка».

Играющие дети – пчелки, сидят на корточках. Ласточка – в своем гнезде.

Пчелки (сидят на полянке и напевают).

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум! (2 раза.)

С окончанием песни Ласточка говорит:

«Ласточка летает,

Пчелок поймает».

Вылетает и ловит пчел. Пойманный становится Ласточкой.

9. «Огородник и Воробей».

Воробья выбирают считалкой:

Тани, Вани,

Что за вами?

Вы стоите все столбами.

Там за вами лавка есть,

На нее надо присесть,

Поскорее все бегите,

А ты, мальчик, поводи!

«Огород» – круг, огородник – за кругом.

Дети (поют).      Воробей, воробей,

Не клюй мой конопель,

Ни своих, ни чужих, ни соседовых!

Огородник ловит Воробья, как в игре «Кошки-мышки».

10. «Венок».

Двое детей держат венок, подняв руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят под «воротами» друг за другом и поют:

Березка-девочка кричала,

К себе призывала:

«Идите, девочки, на луг гулять,

Зеленые веточки завивать».

Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веточки не завьем.

«Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама я веточкой совьюсь,

Завьете венки зеленые –

Станете на весь год веселые».

Кто проходит под венком в то время, как закончилась песня, тому надевают венок.

11. «Капуста».

Круг – это огород. В середине играющие складывают платки, пояса, шапки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый,

Медведь толстопятый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» «запятнает» – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.

12. «Огородник».

В середине – обруч, в нем – ложки, платки, венки. Это «репа».

Хозяин (поет).   На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород я горожу,

Репу-репоньку сажу.

Игра, аналогичная предыдущей.

13. «Гори, гори ясно».

Считалкой выбирают ведущего: Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети.

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, расти, цвести!

Мы играем – ты води!

Все участники стоят парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек; играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три – беги!

Игроки последней пары стремительно бегут вперед: кто первым возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны.

14. «Стадо».

Выбирают Пастуха и Волка. Остальные дети – овцы. Дом Волка – на середине площадки, а у овец – дом на противоположных концах площадки.

Овцы с Пастухом (гуляют по лугу и поют). 

Пастушок, Пастушок,

Заиграй во рожок!

Трава мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

По сигналу Пастуха «Волк!» овцы бегут по домам на противоположную площадку. Волк догоняет овец, а Пастух встает на пути Волка и их защищает.

15. «Снежная Баба».

Исполняется под мелодию русской народной песни «Ах вы сени, мои сени…» или «Пойду ль, выйду ль я…».

Снежная Баба сидит, дремлет у конца площадки.

Дети идут притопывая, делая акцент на начало каждой фразы; двигаются от конца площадки к Снежной Бабе.

Дети (поют).  Баба Снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова Снежная Баба просыпается и догоняет детей: кого осалила, тот становится Снежной Бабой.

Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки

Потешки, прибаутки

                                                                   

Петя, Петя-петушок,

Чистый звонкий голосок!

Вместе с солнышком встаешь,

Детям спать ты не даешь.

Деток, Петя, не буди,

Ты, Петруша, погоди!

Пусть еще чуть-чуть поспят,

Сон свой сладкий доглядят!

g0100071            Червячок, червячок,

                    Прогрыз яблочку бочок.

                    Стало яблоко червивым,

                    Однобоким, некрасивым!

                                                       

Странный домик у улитки –

Без забора и калитки.

Нет крылечка, нет окон.

Вот так чудо-чудо дом!

                          Бойко вертится клубок,

                          Вяжет бабушка носок.

                          Кот за ниточкой следит,

                         Пряжу лапкой теребит.

Притаились на опушке

Рыжик, груздь и две волнушки.

Под елкой спрятались, сидят,        

Мухомор и пять опят.

g0111816

Именные потешки

1. Светит солнышко в окошко,

Просыпайся, милый крошка!

Соня, глазки открывай,

Ну же, Сонечка, вставай!        

2. Как у Ани, Анечки

Крохотные пальчики.

Глазки голубые,

Очень озорные!

3. Ваня, Ванечка, дружок,

Съешь-ка, Ваня, пирожок!

Пирожок-то сладенький,

А ты, Ваня, маленький.

Кушай, Ваня, пирожок,

Начинай расти, сынок!

4. По дорожке, по дорожке

Скачут, скачут резво ножки.

Это чьи такие ножки?

Ножки мальчика Антошки!

               Зайка

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.        

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Ты, зайчонок, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг!

Славик зайчику похлопает,

Слава ножками потопает.

Он в ладоши хлоп-хлоп,

А ногами топ-топ.

Хорошо мы пляшем,

Головою машем.

Ножками топаем,

Ручками хлопаем.

Развеселые потешки со стихами вперемежку  

Ну-ка, детки, все ко мне,

Вы не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

TMBRINE2

Тут такие чудеса –

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

А за нею – серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

                   

Из лесу медведь ревет,  

Кадку меда он несет:

“Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!”

Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.


В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, ярки мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.  Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций. 
Эффективная форма общения взрослых и детей являются праздники.
Праздник – это:

  • встречи и общение взрослых и детей,
  • проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду,
  • получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке,
  • торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.

Пройдут годы, дети  забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с собой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими.
Я предлагаю Вам примерные темы мероприятий, которые вы можете использовать дома с детьми для развития семейных традиций:

  1. Мир вокруг дома (мир природы и людей в их единстве).
  2. Строим дом (обряды и обычаи строительства старинного дома).
  3. Мой  дом (интерьер дома).
  4. Кто живет в нашем доме (состав многопоколенной семьи).
  5. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).
  6. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).
  7. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).
  8. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).
  9. Игры (народная детская игровая культура).

Имя – великое наше сокровище

(материал для беседы родителей с детьми)

                                                                   

                                                                     И у тебя, и у меня,

                                                                     И у кота и у щуки в море,

                                                                     И у цветка в поле,

                                                                     И у дуба в лесу

                                                                                           (ИМЯ)

   Имя помогает нам общаться друг с другом. По имени зовем на помощь. Имена передаются через тысячелетия, от человека к человеку, от народа к народу. Имена скрепляют воедино поколения, страны и народы. У каждого имени есть свое значение. Также у каждого человека есть день ангела или именины – день памяти святого, в честь которого дано имя. Очень интересны и судьба святого, и жизнь великих людей, которые носят одно и то же имя. В каждом имени  как будто сияет самое лучшее, что должно быть в человеке. Александр – мужественный. Алексей – помощник, защитник, Андрей – храбрый, Анна – благодать, Ирина – мир – согласие…

   В больших семьях бывают целые именные времена года. Когда наступает такая именная пора, праздник идет за праздником. А вот один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветными именинами. Это день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день в семье может быть сразу четыре именинницы, которые своими именами напоминают нам о самом важном в любой человеческой жизни – о любви, о вере и надежде. А имя София значит мудрость – тоже очень важное качество, которое необходимо человеку.

   Именины – праздник и для носителя имени, и для его родных и близких. Заранее в семье всегда заботливо обсуждают подарки и сюрпризы, пишут стихи, рисуют, вышивают, готовят музыкальные номера. Вся семья готовится ко дню Ангела.

В старину именинник отвозил пироги крестным отцу и матери. А потом и сам получал именинный пирог. Все знают такую песенку – игру:

Как на ….. именины

Испекли мы каравай –

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай

Кого хочешь – выбирай.

- Я люблю, конечно, всех,

Ну, а ……  больше всех.

    На именинах – хлеб, пироги, караваи служат пожеланием благополучия и богатства. Но в каждой семье обычно еще всегда готовят особое блюдо.

   Именины – это удивительный день!

Рекомендации родителям no воспитанию детей

  • Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.

  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

  • Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.


Используемая литература:

  1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
  2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
  3. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
  4. Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.
  5. Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.
  6. Журналы «Ребенок в детском саду» 2001-2008 гг.
  7. Чайковский П.И. Детский альбом (слушание музыки).
  8. Загадки, игры, потешки, пестушки, песни.