Речевое развитие детей 2 - 3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Измайлова Татьяна Владимировна

Осеовные вопросы речевого развития детей 2 - 3 года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_2_-_3_let.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НЕВСКОГО РАЙОНА

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Консультация для родителей на тему:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ »

Подготовила:

ГБДОУ детский сад  № 11

Воспитатель первой квалификационной категории

Измайлова Татьяна Владимировна

 

г.Санкт - Петербург, 2015 г.

Развитие речи у малыша начинается с первых дней жизни. Именно речь взрослого является запускающим механизмом детской любознательности. Чтобы младенец заинтересовался предметом, увидел его, захотел с ним познакомиться, требуется, чтобы взрослый обратил на него внимание ребенка. Только через общение взрослого и ребёнка происходит процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому с рождения нужно разговаривать с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком – так стимулируется развитие речи у ребенка и формируется словарный запас, которым он начнет радовать через несколько месяцев. С ребёнком нужно говорить постоянно, обговаривать свои действия - «сейчас мы с тобой будем одеваться и пойдем гулять», «будем кушать», «будем играть», будем мыться» и так далее. Нужно называть предметы, которые берёте в руки, улыбаясь – это формирует положительные эмоции, поощрять активность в познании мира. Говорить с малышом надо как можно больше и с разными интонациями.

При этом нужно отказаться от манеры сюсюканья и коверканья слов. Это оказывает разрушающее влияние на формирование правильной речи – малыш  привыкает к неправильному произношению слов и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением. Каждое слово называйте правильно. Пусть вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами вы говорите «машина».

Нужно учитывать, что развитие речи у ребенка идет  при живом общении. Передачи по телевизору, радио развитие речи не стимулируют, поэтому заменять ими общение с взрослыми не стоит.

Для детей третьего года жизни рекомендации здесь те же – говорите с ребенком, играйте, правильно произносите слова сами, но не требуйте пока этого от ребёнка! Называйте все, что видите вокруг, дома, на прогулке, комментируйте свои действия.

На третьем году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи.

Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка.

В словаре детей 3-го года жизни, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 - 1,3 раза.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

В течение третьего года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов.

Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Советы для родителей:

1. Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы "лечите" куклу, то она может "поплакать", если мишка "плохо себя ведет", с ним нужно говорить  "строго".

2. Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

3. Дети очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.

4. Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то, что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.

5. Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова "посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет.

Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его. Старайтесь больше гулять с ребёнком. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка.

Литература:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб.: «Паритет», 2004. – 160 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
  2. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 96 с.
  3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с. (Серия «Программа развития».) + стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
  4. Жукова Н.С. Учимся говорить правильно: Ученое пособие / Художник А.Разуваев. – М.: Изд-во Эксмо, 2002, - 72 с.
  5. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.
  6. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...