форум "Большая перемена"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Лещевая Наталья Владимировна

родительское собрание на тему: «Игра – путешествие по стране «развитие речи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_puteshestvie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Большая перемена на тему: «Игра – путешествие по стране «развитие речи» младшая группа.

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей. Ознакомить родителей с развивающими игрушками для детей раннего возраста.

Материал: развивающие игрушки для выставки, магниты, бумажные салфетки, ватман, детские книги со сказками, платочек, яблоко, зеркала, яблоки зеленые и красные, картинки «Вьюга» и «Насос», разные виды театров, фломастеры, ручки, 14 баночек, клейстер, салфетки цветные, бумага белая, образцы поделок, 15 платочков.

Ход: Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам на большую перемену. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Чтобы нам познакомиться по ближе и быстрее запомнить имена друг друга предлагаю поиграть в игру.

Упражнение «Апельсин» помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участница по имени Ирина может сказать: «Меня зовут Ирина, и я люблю ирис». Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Ирина, которая любит ирис, а я Татьяна и я люблю танцы».

«Бумажные салфетки». Упражнение создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». А сейчас расскажите столько самых счастливых событий из жизни семьи, сколько у вас в руках салфеток.

Вот мы о познакомились с вами поближе. А сейчас рассмотрим особенности развития речи детей раннего возраста, и познакомимся с развивающими играми для детей.

Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет. Это период активного исследования ребенком окружающего мира. Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.

В этот период формируются основные навыки самообслуживания. В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности. У игры появляется сюжет, ребенок постепенно научается развивать его. И для начала я попрошу вас высказаться, обменяться мнениями о том, как говорят ваши дети, какие при этом возникают трудности и как вы с ними справляетесь.

Обсуждение в кругу «Как говорит мой ребенок…» Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.

А сейчас мы с вами увидим, на сколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.

Упражнение «Чтение сказки». Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»

В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Можно сделать пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Мы сейчас попробуем придумать сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок»).

Практикум по изготовлению настольного театра

Особенности развития речи детей раннего возраста. На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития речи. К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу), а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас. Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.

Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка.

Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря. (Раздать родителям).

- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

- старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

- малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

- старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

Выполняются с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут. (Провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка». Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк». Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…».

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височная (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей, первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три (показать вместе с педагогами). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Сегодня я вас познакомлю с «пальчиковыми играми». «Пальчиковые игры» - это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Начинать лучше с простого «зайка», «коза» и т. д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить и т. п.

Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры без предмета:

  • Черепашка
  • Часы
  • Медвежата
  • Замок
  • Муха
  • Цветок

Пальчиковые игры с предметом:

Медведь (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лес медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)

Так же мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, сортирует мелкие предметы.

Рекомендации родителям: (раздать родителям)

Чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

запускать пальцами мелкие волчки;

разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

рвать на мелкие кусочки бумагу;

сжимать и разжимать кулачки;

«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой рук (по очереди, сначала медленно, потом быстро);

кистями рук делать «фонарики»;

хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались) ;

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

наматывать цветные нитки на катушку;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

рисовать мелом, карандашами… .

Ну а теперь мы с вами рассмотрим развивающие игры для детей раннего возраста.

С появлением в семье малыша появляются и игрушки: их покупают сами родители, дарят родственники и друзья. Все понимают, что игрушки нужны малышу, чтобы забавлять, доставлять приятные эмоции. Иногда родители, стремясь выразить свою любовь к ребенку, покупают такие игрушки, которые не соотносятся ни с его физическим развитием, ни с его особенностями зрительного восприятия. Какие же развивающие игрушки нужно покупать для малыша.

Выбирая игрушки для ребенка раннего возраста, необходимо обращать внимание на такие качества:

- игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов

- игрушки должны быть прочными, ведь большинство из них ребенок будет ощупывать, жевать, бросать и т. д.

- игрушки должны быть окрашены в яркие цвета, детали должны быть четко различимыми

И вот некоторые развивающие игрушки (выставка игрушек)

Резиновые или мягкие игрушки, должны быть небольшими удобными для захвата. Так же с помощью этих игрушек вы можете развивать речь малыша, научив его повторять звуки, которые издают животные (кошка, корова, собака)

Пластмассовые ведерки (красное, зеленое, синее, желтое), пластмассовые кубики, фигурки. С помощью этих игрушек вы научите ребенка различать основные цвета.

Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.

Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.

Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.

Наборы детской мебели. Необходимы для ребенка для имитации действий взрослого, так дети постигают «социальные отношения»

Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляете знания цветов.

Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учите ребенка навыкам самообслуживания.

Игры по сенсорике.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов (раздать родителям):

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

- Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Упражнение «Плодородный сад».

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зеленые – положительные эмоции, красные – отрицательные эмоции, на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о нашей встрече?)

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече!

Итог собрания. Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы. А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи детей и больше общаться с ними. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Использовать игровые упражнения.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием для развития мелкой моторики, стимулирования речи.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

4. родителям знакомиться с дидактическими новинками, принимать участие в изготовлении игр и пособий для развития речи детей в группе д/с.

Мы благодарим Всех родителей за участие в большой перемене. Пусть дети радуют Вас своими успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большие перемены или история с игрушками

Сценка о том, как к старым, забытым игрушкам , девочке на день рождения подарили новые: Барби и Кена и что из этого получилось....

Программа III Областного форума "Большая перемена" (д/с "Алёнушка")

Презентация«Одарённый ребенок» , Работа по секциям:1.Педагогическая мастерская«Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к английскому языку». 2.Педагогичес...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (ГКП компенсирующей направленности и ГКП) ТЕМА: «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»

Цель занятия - оптимизация межличностных отношений детей с кохлеарным имплантом и сверстников с нормой слуха....

Зачем нужны перемены в дошкольном развитии

Зачем нужны перемены в образовании, а затем ,чтобы все менялось и менялось в лучшую сторону.Дети меняются становятся умнее с ростом инновационных  технологий.И поэтому мы педагоги должны им помоч...

форум "Большая перемена", 2015 г.

В детском саду состоялся областной форум "Большая перемена" для родителей воспитанников. Они познакомились с различными "Технологиями нового стандарта" - оздоровительной, продуктивной, экспериментальн...

Городской форум "Большая перемена".

Городской форум "Большая перемена"....

VI ОБЛАСТНОЙ ФОРУМ "БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" тема "ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА"

Проведение родительского форума стало традиционным для нашего детского сада. Основная цель «Большой перемены» – донести до родительской общественности ключевые приоритеты работы педагогов в рамках нов...