"Развитие речи детей"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мозгунова Елена Юрьевна

Родительское собрание  в старшей группе в форме круглого стола на тему "Развитие речи детей" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в старшей группе

на тему:

«Развитие речи детей»

Воспитатели

Александрова В.А.

Мозгунова Е.Ю.

2015г.

Содержание родительского собрания:

  1. Вступительное слово
  2. Тема родительского собрания «Развитие речи детей»
  3. Речевые игры – помощники
  4. Литературная викторина
  5. Игра малой подвижности «Бояр»
  6. Блиц опрос
  7. Бумажная сказка с оригами
  8. Обмен мнением.

  1. Вступительное слово
  2. Тема: "Развитие речи детей"

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни.

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.

Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи.

 Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Методы и приемы для обогащения словаря детей:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• подвижные игры с текстом;
• сюжетно-ролевые игры;
• драматизация сказок;
• игровые упражнения;
• чтение художественной литературы;
• рассказывание сказок с участием детей;
• заучивание стихотворений;
• беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.


• По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.


• Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.


Вы сами можете придумать много таких игр. Главная цель - добиться, чтобы ребенок отвечал полными предложениями, использовал в речи прилагательные.

  1. Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

 Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает – не бывает.

Цели:  формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

 Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают. Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

 Незнайка. 

Собака под дверью мяукает.

Собака дом сторожит.

 Мальчик зимой катается на лыжах.

Девочка летом едет по воде на санках.

Белка в гнезде птенцов высиживает.

Куры во дворе зернышки клюют.

 Самолет землю пашет.

Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово,  согласовывать его с другими  словами в предложении.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

 - девочка рисует…(ёлку, дом,  диван);

 - папа читает…(книгу, журнал, газету);

 - курица снесла…(яйцо);

 - мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д .

Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель.Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

 - компот из яблок (яблочный компот);

 - варенье из груш (грушевое варенье);

 - полка для книг (книжная полка);

 - ваза из стекла (стеклянная ваза);

 - крыша из соломы (соломенная крыша);

 - горка из снега (снежная горка);

 - кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

Угадай, чей голос.


— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает (Котенок.)

—Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)

— — Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.)

“Скажи какой”


Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. — “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. — “Он… продолговатый, зеленый, хрустящий”).

“Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

«Скажи наоборот»

Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)  

Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)  

Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)  

«Слова для определения действий»

Какими словами можно сказать про то, что может делать котѐнок?

(лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть,и т.д.)  

Что делает котѐнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет,

смотрит и т.д.)

 

«Слова-определения»

О чѐм можно сказать, используя слова:

-круглая (тарелка, сковорода….).  

-круглый (шар, мяч, обруч…….)  

-круглое (колесо, зеркало…..)  

-красный (флаг, мяч,…..)  

-красная (косынка, майка,…..)  

-красное (знамя, яблоко,…..)  

Слова-наречия

Как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно…)  

Как падают листья на землю? (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)  

 Как вы играете в д.с.? (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,..)  

   

Сравнение

На что похоже солнышко?  

На что похож ёж?  

На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало…)  

 

Игра «Что бывает круглым? »

 Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти,

воображения, ловкости.   Например:

Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко)

Что бывает зеленым? (кузнечик, трава, деревья, кусты, платья)

 Что бывает гладким? (стекло, зеркало)  

  1. Литературная викторина

ВОПРОСЫ  ПЕРВОЙ  КОМАНДЕ:

1. Назовите имена трех отечественных поэтов ХХ века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто.)

2. Сможете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?

3. Назовите имена двух братьев, ученых-этнографов, которые стали первыми в Европе собирателями народных сказок. (Братья Гримм.)

4. Назовите имя великого датского сказочника ХIX века. (Ганс Христиан Андерсен.) Какие сказки ему принадлежат? Можете ли вы назвать 5—6 персонажей его сказок? (Гадкий утенок, Кай и Герда, Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка и др.)

5. Назовите три народные сказки. Какому народу они принадлежат? Какими словами начинаются?

6. Назовите жанр материнского фольклора, произведения которого помогали матери уложить ребенка спать. (Колыбельные песни.) Можете ли вы спеть колыбельную песню?

7. Продолжите русскую народную пословицу: «У семи нянек…»

8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?

9. Придумайте ласковые прозвища для маленькой девочки.

10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы? (Если это игры типа «Каравая» или «Бояр», можно попросить родителей сыграть в эту игру вместе с детьми и с другой командой.)

ВОПРОСЫ  ВТОРОЙ  КОМАНДЕ:

1. Назовите имена трех отечественных писателей ХХ века, писавших для детей. Какие произведения им принадлежат? (Например, Аркадий Гайдар, Николай Носов, Алексей Толстой.)

2. Назовите имя известного французского популяризатора народных сказок, жившего в XIX веке. (Шарль Перро.)

3. Какие сказки А.С. Пушкина вам известны? Назовите персонажей этих сказок.

4. Можете ли вы прочитать какое-нибудь детское стихотворение?

5. Назовите три народные сказки. Какому народу они принадлежат? Как начинаются?

6. Назовите жанр материнского фольклора, произведениями которого малыша забавляли, потешали. (Потешки.) Приведите пример потешки.

7. Продолжите пословицу: «Чем бы дитя ни тешилось…»

8. Можете ли вы спеть какую-нибудь популярную детскую песенку?

9. Придумайте ласковые прозвища для маленького мальчика.

10. Правила какой детской игры (хороводной, подвижной) вам знакомы?

  1. Игра малой подвижности «Бояр
  2. Блиц – вопросы.

1. Кого в шутку называют косым? (Заяц)

2. Какая птица приносит младенцев? (Аист)

3. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (Медведь)

4. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка)

5. Какой зверь помогает нам переходить дорогу? (Зебра)

6. Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)

1. Кто вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2. В кого превращается гадкий утёнок? (Лебедь)

3. Кого считают царём зверей? (Лев)

4. Какую птицу считают крылатым почтальоном? (Лебедь)

5. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)

6. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением? (Жар – птица)

  1. Обмен мнениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...