Главные вкладки

    Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»
    проект (младшая группа) по теме

    Волкова Раузалия Нурисламовна

    Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов.

    В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

    Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

    Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

    Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx33.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад № 17 г. Йошкар-Олы «Ивушка»

    «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет

    к условиям ДОУ через организацию

    взаимодействия педагогов и родителей»

    (проект)

    Разработала и реализовала:

    Волкова Р.Н., педагог - психолог

    высшей квалификационной категории

    Йошкар-Ола

    2014

    1Название проекта

    «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»

    2Автор

    ФИО

    Должность

    Волкова Р.Н., педагог – психолог, высшей квалификационной категории.

    3Актуальность социального проекта

    Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес педагогов.

    В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

    Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

    Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

    Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду.Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

    4Целевая аудитория проекта

    Дети 2 – 3 лет, родители, педагоги.

    5Цель

    Изучениеоптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

    6Объект

    Адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

    7Предмет

    Взаимодействие педагогов и родителей детей 2-3 лет в процессе адаптации к условиямДОУ.

    8Гипотеза

    Процесс адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ  будет эффективным, если согласоватьвзаимодействия педагогов и родителей.

    9Задачи

    1. Проанализировать психологическую и педагогическую  литературу по проблеме адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
    2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению  уровня адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
    3. Разработать и апробировать программу психологического эксперимента по адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

    10Методы

    1. Теоретические: анализ психологической и педагогической   литературы.
    2. Эмпирические: методы диагностики по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ (Психолого – педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора).
    3. Статистические: количественный и качественный анализ.

    11 Новизна

    проекта

    В работе предпринята попытка создания оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.

    12 Теоретическая значимость

    Уточнены  и расширены теоретические подходы по вопросам по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

    13 Практическая значимость

    Разработанные  мероприятия: консультации, памятки по взаимодействию педагогов и родителей на детей, модель организации адаптационного периода детей к условиям ДОУ, программы круглых столов для педагогов и родителей  могут быть использованыпедагогами и другими специалистами дошкольных учреждений в период адаптации детей 2 – 3 детей к условиям детского сада.

    14 Сроки реализации проекта

    Середина июля 2014г. по сентябрь 2014 г.

    15 Этапы проекта

    Название, сроки

    Содержание работы

    Результаты

    Подготовительный этап проекта

    3 – 4 неделя июля 2014 г.

    1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ (анкеты)

    2. Подбор методического и дидактического материала

    Разработка перспективного плана и система работы по адаптации детей к ДОУ

    3.Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребёнка (по согласию родителей)

    4.Знакомство с ребёнком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа)

    5.    Анкетирование родителей «Прогноз адаптации»

    6.    Мини-сочинение (автор В.В. Столин, адаптация А.И.Тащевой)

    Уточнение представлений затруднений у родителей и педагогов в вопросах воспитания.

    Практический этап

    Август 2014 г.

    С детьми:

    • Цикл занятий по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

    Повышение эффективности адаптации к условиям детского сада.

    С родителями:

    1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»

    Цель: дать представление о жизни детей в детском саду,  созданных условий для воспитания и обучении. Познакомить с педагогами, наладить взаимоотношения, создать положительный настрой к детскому саду. Установить психологический контакт, преодолеть барьер недоверия к ДОУ.

    План:

    • Видео фильм «Так весело у нас в саду»
    • Фото – презентация «Что такое детский сад»
    • Как подготовить ребенка к детскому саду
    • Анкета –знакомство
    1. Консультация  «Адаптация детей к детскому саду»

    Цель: познакомить с особенностями адаптации детей младшего дошкольного возраста.

    1. Круглый стол «Младший  дошкольный  возраст, каков он?»

    Цель: познакомить с особенностями развития детей младшего дошкольного возраста.

    План:

    • Мультимедейная презентация «Младший  дошкольный  возраст, каков он?»
    • Игры на общение с взрослыми и сверстниками
    • Памятка «Капризы малышей»
    1. Индивидуальные консультации по запросам

    Вовлечение родителей в работу по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

    С педагогами:

    1. Консультация  «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ».

    Цель: познакомить педагогов с процессом адаптации.

    План:

    • Мини - лекция «Адаптация»
    • Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста
    • Факторы, влияющие на период адаптации
    • Рекомендации для педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста

    1. Круглый стол «Форма взаимодействие с родителями в период адаптации детей к детскому саду»

    Цель: раскрыть содержание работы в  период адаптации детей к детскому саду.

    План:

    • Мультимедейная презентация «Формы работы с родителями»

    1. Семинар - практикум«Организации игровой деятельности детей в адаптационный период»

    Цель: создать условия для формирования игровой деятельности детей в адаптационный период.

    План:

    • Мини – лекция «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»
    • Особенности детских игр
    • Организация игр  в младшем дошкольном возрасте

    Повышение профессионального мастерства педагогов

    Обобщающий этап

    сентябрь 2014 г.

    1.Анализ адаптационных карт,определение уровня адаптации детей.

    2. Сравнительный анализ итогов анкетирования родителей «Прогноз адаптации» с выявленным уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста.

    3.Анкетирование родителей по итогам адаптации.

    4.Рефлексия проводимых мероприятий,направленных на адаптацию детей к ДОУ (круглый стол).

    5.Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.

    6. Разработка памяток педагогам по работе с родителями по взаимодействию  в подготовительный  период.

    7. Составление модели организации адаптационного периода детей.

    8. Праздник «Новоселье группы»

    Распространение опыта работы по теме

    13Критерии эффективности

    1. Проведено анкетирование родителей и педагогов.
    2. Реализовано диагностический срез уровня адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
    3. Проведен цикл занятий с детьми по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.
    4. Организовано:
    • для педагогов: семинар – практикум «Организации игровой деятельности детей в адаптационный период», круглый стол «Форма взаимодействие с родителями в период адаптации детей к детскому саду», консультации «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ».
    • для родителей: родительское собрание «Давайте познакомимся», круглый стол «Младший  дошкольный  возраст, каков он?», групповые и индивидуальные консультации по запросу родителей.
    1. Составлена совместная деятельность педагога и детей в период адаптации (подвижные игры), модель взаимодействия с детьми и родителями, модель организации адаптационного периода детей 2 – 3 лет.

    14 Предполагаемые результаты

    1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ.
    2. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации детей 2 – 3 лет.
    3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
    4. Распространение опыта работы на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне.

    15 диагностический инструментарий (перечисление методик и их результаты, ссылки на приложение)

    Исходя из анализа ответов родителей на вопросы анкеты «Прогноз адаптации», можно сделать вывод об  уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение, по мнению родителей.

    • Легкая степень адаптации (готов к поступлению в ДОУ) – 84% (21 чел.)
    • Средняя степень адаптации (условно готов к поступлению в ДОУ) – 16% (4 чел.)
    • Тяжелой степень адаптации (не готов к поступлению в ДОУ) – 0%

    Т.О. по мнению родителей дети 2-3 лет большей степени адаптированы к условиям детскому сада.

    По итогам повторного обследования – определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора было выявлено, что:

    • Легкая степень адаптации (готов к поступлению в ДОУ) – 68% (17 чел.)
    • Средняя степень адаптации (условно готов к поступлению в ДОУ) – 32% (8 чел.)
    • Тяжелой степень адаптации (не готов к поступлению в ДОУ) – 0%.

    Мнения родителей ошибочны, не все родители имеют представления о прохождении адаптации к условиям детского сада, поэтому был разработан план работы с детьми, родителями и педагогами по способствованию легкой адаптации детей 2 – 3 – лет к условиям детского сада.

    16 Методическое обеспечение (со ссылками на приложение)

    1. Психолого – педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л.Печора (Приложение 1)
    2. Сравнительный анализ итогов анкетирования родителей «Прогноз адаптации» с выявленным уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста(Приложение 2)
    3. Анкеты для педагогов и родителей (Приложение 3)
    4. Цикл занятий по адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ (Приложение 4)
    5. Развлечение «Новоселье» (Приложение 5)
    6. Совместная деятельность педагога и детей в период адаптации (подвижные игры) (Приложение 6)
    7. Игры приветствия (Приложение 7)
    8. Модель организации адаптационного периода детей 2- - 3 лет (Приложение 8)
    9. Консультации для родителей (Приложение 9)
    10. Консультации для педагогов (Приложение 10)

    17 Список использованных источников и литературы

    1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
    2. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
    3. Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
    4. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo
    5.  Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
    6. Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ "Сфера", 2006. – 128 с.
    7. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
    8. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
    9. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
    10. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
    11. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
    12. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
    13. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
    14. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
    15. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

    Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

    Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

    В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

    Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет

    Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...

    Организация взаимодействия педагогов с родителями

        Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне.При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть род...

    Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"

    Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...

    ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

    С введением ФГОС ДО значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагоговс родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контроли...