Нравственное воспитание детей с нарушением зрения в процессе игровой деятельности
статья на тему

Банных Наталия Леонидовна

статья про нравственное воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нравственное воспитание детей20.77 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нравственное воспитание — это формирование нравственно цельной личности, для которой нормы морали выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Такое воспитание предполагает развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.); формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и традициями, выработку нравственных привычек (говорить правду, не причинять зла, защищать несправедливо обиженных и т.д.).

Нравственное воспитание детей с нарушениями зрения ничем принципиально не отличается от воспитания обычных детей. Безусловно, что содержание воспитания должно оставаться - общечеловеческим, а поскольку активность ребенка с нарушенным зрением ниже активности его нормально видящего сверстника, то форма воспитания должна быть «специфической», конкретной для данной категории детей.

Специфика форм нравственного воспитания дошкольников с нарушением зрения заключается в том, что, во-первых, они ограничены по сравнению с нормально видящими в самостоятельном приобретении опыта взаимодействия не только со зрячими, но и с себе подобными, а во-вторых, им постоянно приходится преодолевать негативные последствия отношения к своему дефекту со стороны обычных детей. Ребенка с нарушенным зрением необходимо обучать стереотипам поведения, мимической и двигательной выразительности, так как он не может овладеть ими самостоятельно путем подражания взрослым. Для того чтобы сознание перешло в акт поведения, необходимы длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения на основе общения, в результате которых ребенок учится управлять своим поведением в соответствии с принятыми нормами.

Нравственное воспитание дошкольников определяется, в первую очередь, их отношением к сверстникам. Дети с нарушением зрения, не имея достаточного круга общения, не могут самостоятельно, без специального обучения, усвоить нормы культурного поведения. Такие дети в лучшем случае играют «рядом», но не «вместе».

Эффективным приемом воспитания нравственного поведения детей является моделирование проблемных ситуаций через игровую деятельность. Этот прием позволяет детям на собственном опыте оценить достоинства определенных способов общения и освоить общепринятые моральные нормы, практикуясь в соблюдении правил культурного поведения в процессе специально организованной сюжетно-ролевой игры, традиционной игры-драматизации или креативной игры-драматизации.

Креативная игра-драматизация близка к сюжетно-ролевой игре, являющейся основным видом игровой деятельности в дошкольном возрасте. Их роднит свободная атмосфера фантазирования, которая обеспечивает детям разнообразные варианты самовыражения. Однако ролевая игра предполагает определенные рамки коллективного взаимодействия, находящиеся в зависимости от традиционной классификации: «Дочки- матери», «Больница», «Строительство» и т.д.

Традиционная игра-драматизация предполагает использование в сюжете известных детям реальных или вымышленных событий, почерпнутых из литературных источников или из реальных жизненных случаев. Как правило, сюжет литературного произведения (рассказа, стихотворения, волшебной сказки и т.п.) многократно повторяется на предварительных занятиях, роли разучиваются, дети репетируют отдельные фрагменты игрового действия. Много времени уходит на подготовительный период: распределение ролей, репетиции, подбор атрибутов и т.п. Все это способствует выработке у детей поведенческих умений и навыков общения, преодоления замкнутости, пугливости, учит их дисциплине.

Использование готовых сюжетов имеет свои положительные стороны. Игра с готовым сюжетом несет определенный психологический заряд личностного, нравственного, коммуникативного, эстетического, познавательного содержания. Готовый и знакомый сюжет игры интересен и познавателен для детей. Каждый ребенок перевоплощается в свой персонаж, меняется выражение лица, позы, характер движений. Очень важно чтобы в процессе игровой деятельности дети испытывали настоящие эмоциональные переживания. Задача педагога разъяснить детям в процессе подготовки игры характер каждого . персонажа, делая акцент на то какие поступки героев являются правильными, «хорошими». Простой сюжет, ясные роли с четко выраженными нравственными и коммуникативными качествами героев являются необходимыми условиями для создания у детей образцов поведения и общения с детьми, участвующими в игре.

Обучение детей социально правильным стереотипам поведения, и общения опирается на усвоение детьми в игре системы характеристик и отношений героев, позволяющих детям ориентироваться и в правильности своего поведения («волк — плохой и злой», «Емеля — ленивый», «Машенька — добрая» и пр.).

Сказочность сюжета креативной игры-драматизации позволяет придумывать волшебных героев, необычные способы выхода из проблемной ситуации, неожиданные сюжетные ходы. Креативные игры-драматизации, способствуя достижению взаимопонимания и  уважения в группе, позволяют повышать самоконтроль за своим поведением, развивать уверенность в себе, умение прислушиваться к Л мнению участников игры и коллективно решать возникающие

проблемы. Кроме того, педагог в процессе игры помогает детям апробировать новые и малознакомые для них формы общения и поведения, побуждая их к выбору нравственных, правильных поступков.

Присутствующий в общении дошкольников с нарушениями зрения вербализм, неполнота, фрагментарность образов окружающего мира, трудности распознавания и классификации психического состояния партнера по общению, узость сложившихся представлений о социальном характере межличностного взаимодействия — эти и другие трудности способны притормозить образование фантазийных, метафорических контактов детей.

Поэтому, продумывая сюжет креативной игры- драматизации, педагог обязан заранее предвидеть трудности, которые могут возникнуть у детей с нарушениями зрения при его осуществлении, подготовить несколько вариантов решения возникающих проблем и помочь использовать их в том случае, когда дети затрудняются определить продолжение сказочного сюжета самостоятельно; показать новые возможности решения проблем сюжетных ситуаций.

Но при этом больше внимания следует уделять воспитанию у детей чувства эмпатии, чтобы дети стремились строить свои отношения в процессе игры на дружеской основе. Необходимо помогать детям научиться адекватно воспринимать окружающую действительность, апробировать новые и малознакомые для детей с нарушением зрения формы общения, создавать необходимые эталоны и стереотипы поведения в игре как ведущем виде деятельности дошкольного возраста.

Креативные игры-драматизации, в отличие от других видов игр, требуют от детей с нарушением зрения лучшего знания игрового материала, более свободного владения игровыми навыками, а также умения во внутреннем плане осмысливать и трансформировать события сюжета в практическое общение с партнером.

Таким образом, развитие воображения детей с нарушением зрения находится в прямой зависимости от границ их личного опыта, узость которых преодолевается в специально организованной игровой деятельности, в которой бы дети с дефектами зрения могли научиться находить новые для них формы общения и правильного поведения. В игровой деятельности имеется оптимальное соотношение воспитательного и развивающего аспектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольном, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, не...

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Из опыта работы «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...

Позитивная социализация детей с нарушением зрения в процессе патриотического воспитания

По мнению Глебовой Б.Г. термин  «позитивная социализация» определяется как  приобщение детей к социокультурным нормам и традициям  семьи, общества и государства, как  о...

Консультация «Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания»

Данная статья адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения. Мы представляем наш опыт сотрудничества инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя по ...