БОЛЕЗНЬ «Верхушка айсберга»
консультация (младшая группа) на тему

Сустайкина Елена Леонидовна

К СОЖАЛЕНИЮ, МНОГИМ МАМАМ ЗНАКОМА СИТУАЦИЯ, КОГДА РЕБЁНОК НЕДЕЛЮ ПОСЕЩАЕТ ДЕТСКИЙ САД, А ПОТОМ МЕСЯЦ БОЛЕЕТ. ВЫЗДРОВЕВ, ИДЕТ В КОЛЛЕКТИВ – А ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ОПЯТЬ ТЕМПЕРАТУРА… БЕСКОНЕЧНЫЙ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ. ВРАЧИ ОБЪЯСНЯЮТ ЭТО СТОНОВЛЕНИЕМ ИМУННОЙ СИСТЕМЫ. БАБУШКИ ГОВОРЯТ – « ПЕРЕРАСТЕТ», НО ПРОХОДИТ МЕСЯЦ, ДРУГОЙ, ТРЕТИЙ, А МАЛЫШ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОСТУЖАТЬСЯ И С КАЖДЫМ РАЗОМ БОЛЕЕТ ВСЕ ТЯЖЕЛЕЕ. В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТОЧКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ ГРОЗНЫЕ ЗАПИСИ, КАК « ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ», «ПНЕВМАНИЯ», «ОТИТ». « ХРОНИЧЕСКИЙ ТОНЗИЛЛИТ»… НО ВСЕГДА ЛИ В ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЯХ «ВИНОВАТЫ» ДЕТСКИЙ САД И МИКРОБЫ? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolezn.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

      БОЛЕЗНЬ

   «Верхушка

    айсберга»                  

      ПСИХОСОИАТИЧЕСКИЕ  

                 ПРИЧИНЫ    

         ДЕТСКИХ НЕДУГОВ   

   К СОЖАЛЕНИЮ, МНОГИМ МАМАМ ЗНАКОМА СИТУАЦИЯ, КОГДА РЕБЁНОК НЕДЕЛЮ ПОСЕЩАЕТ ДЕТСКИЙ САД, А ПОТОМ МЕСЯЦ БОЛЕЕТ. ВЫЗДРОВЕВ, ИДЕТ В КОЛЛЕКТИВ – А ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ОПЯТЬ ТЕМПЕРАТУРА… БЕСКОНЕЧНЫЙ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ. ВРАЧИ ОБЪЯСНЯЮТ ЭТО СТОНОВЛЕНИЕМ ИМУННОЙ СИСТЕМЫ. БАБУШКИ ГОВОРЯТ – « ПЕРЕРАСТЕТ», НО ПРОХОДИТ МЕСЯЦ, ДРУГОЙ, ТРЕТИЙ, А МАЛЫШ ПРОДОЛЖАЕТ ПРОСТУЖАТЬСЯ И С КАЖДЫМ РАЗОМ БОЛЕЕТ ВСЕ ТЯЖЕЛЕЕ. В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТОЧКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ ГРОЗНЫЕ ЗАПИСИ, КАК « ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ», «ПНЕВМАНИЯ», «ОТИТ». « ХРОНИЧЕСКИЙ ТОНЗИЛЛИТ»… НО ВСЕГДА ЛИ В ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЯХ «ВИНОВАТЫ» ДЕТСКИЙ САД И МИКРОБЫ?

    МИКРОБЫ ИЛИ ЧУВСТВА?

  Существует теория психосоматических заболеваний. И на практике нередко оказывается, что именно эмоциональное состояние ребенка приводит к различным болезням. Как это происходит?

  Любая эмоция человека сопровождается реакцией его тела. Если мы путаемся, то замираем: дыхание приостанавливается, плечи сворачиваются, коленки подгибаются. Если сдерживаем гнев, то спазмируются глотка и голосовые связки, сжимаются кулаки, сужаются сосуды. Эти – пусть даже кратковременные – изменения нарушают обычную деятельность нашего организма. Далеко не каждый взрослый понимает, что происходит с ним в этот момент , умеет справляться с эмоциями и освобождать от них свое тело. Ребенку же совладать со своими чувствами еще сложнее. По этой причине многие эмоции надолго «поселяются» в его теле, вызывая недуги.

  А как реагируют взрослые? Они вынуждены брать больничный, отменять планы, сидеть в очередях в поликлинике. И это может злить ,и раздражение опять же адресуются ребенку, что только затягивает и усугубляет болезнь.

ДЫШИТЕ – НЕ ДЫШИТЕ

 Какие детские заболевания можно назвать психосоматическими? В первую очередь – связанные с нарушением дыхания: трахеиты, бронхиты, пневмонии. Психологический механизм возникновения этих нарушений связан со страхом утраты значимого объекта, чаще всего мамы. Практика показывает, что, как правило, перед началом заболевания она на какое-то время оставляла малыша и во время ее отсутствия ребенок перенес стресс, связанный со страхом. Например, двухлетка пошел гулять на улицу с бабушкой и испугался собаки. Без мамы он не смог справиться со своим страхом, и к тому времени как она вернулась с работы , как будто «забыл» об испуге. Но в теле малыша посилилась травма, которая в будущем станет причиной частых обструктивных бронхитов. И болезнь станет возникать всякий раз, когда ребенок будет оставаться без мамы в незнакомой или стрессовой обстановке.

 Малыша «напичкают» антибиотиками и антигистаминами, но бронхиты будут возвращаться. И в конечном итоге либо лекарства изменят реакцию организма на «забытый» в теле страх и появится другое заболевание. Либо ребенку повезет, и он сможет от него освободиться в игре или взаимодействии с мамой либо психологом.

 Почему испуг в мамино отсутствие приводит к заболеваниям дыхательных путей? Потому что первое, что делает ребенок, когда пугается,  задерживает дыхание, легкие ослабляют свою функцию, в них остается эмоция. Мама - это центр жизнеобеспечения, радости. Без мамы сложно жить и дышать.

НЕ ВИЖУ, НЕ СЛЫШУ, НЕ СКАЖУ

 Не всегда причины психосамотических заболеваний у детей скрыты так глубоко, как при бронхитах. Большинство  «болезней» говорят сами за себя. Например отиты. Заболевания ушей часто встречаются у малышей, чьи родители говорят на повышенных тонах-как друг с другом, так и с детьми. Для того чтобы защитить себя от скандалов и криков, организм ребенка пытается « отключить» слух. Конечно, сознательно это сделать невозможно, поэтому все силы направленны на уменьшение чувствительности слухового аппарата, снижение его жизнедеятельности. В результате именно уши становятся уязвимыми и начинают болеть.

 Другая «говорящая» группа заболеваний - болезни горла (ангины, ларингиты, тонзиллиты). Когда ребенку позволено выражать свой гнев, громко плакать, кричать,  спазмируются  голосовые связки и горлышко «атакуют» недруги.

 Заболевания глаз-повторяющийся конъюнктивит, быстро падающее зрение, астигматизм - у детей тоже встречаются часто. И здесь нужно подумать: на что не хочет смотреть ваш ребенок? Может быть, он не в силах видеть, как его мама плачет, грустит? Дети склонны брать на себя ответственность за настроение родителей. И мама , на лице которой написано отвращение к жизни, бессознательно вызывает сильную боль  в душе своего малыша. Ему тяжело это видеть, вот зрение и падает. Либо наоборот: ребенку надо неустанно следить за тем, что происходит в семье: чтобы папа не выпил, мама не начала кричать, младший братик не упал с лестницы… Зрение постоянно находится в напряжении, в результате чего появляются разные «необъяснимые» болезни.

ПОЧЕМУ БОЛИТ ЖИВОТИК?

 Самое что ни на есть психосоматическое недомогание у детей – боли в животике. Они возникают, когда ребенок не хочет идти в сад или школу, устал, когда его отругали или он перенес стресс. Почему так происходит?

 Стресс вызывает сократительную активность гладких мышц стенок кишечника, что ощущается ребенком как боль. Она проходит, как только угрожающая ситуация исчезает и организм расслабляется. Взрослые же  нередко считают такие боли в животе «симуляцией» и пытаются, не вникая в причины стресса, принудить ребенка к тому, чего он избегает. К сожалению, это только ухудшает картину и может привести к реальному заболеванию пищеварительного тракта.

МАМА - ЛУЧШИЙ ВРАЧ

 Могут ли родители помочь своему ребенку справиться с эмоциями до того, как они трансформируются в болезнь? Конечно. Более того, мама в таких случаях способна вылечить его гораздо быстрее, чем педиатр.  

 Во-первых, с детьми нужно контактировать телесно - это позволяет телу «отдать» эмоцию. Самый необходимый контакт – теплые и нежные объятия. Зная закономерности возникновения той или иной болезни, можно определить, почему ваш малыш так реагирует, и исправить ситуацию. А ребенку обязательно нужно сказать о том, что ему больше не придется болеть. Например: « Мы с папой постараемся впредь не ругаться, и твоим ушкам не нужно больше болеть. Они теперь будут слышать только добрые слова и любовь». И конечно, в случае болезни нужно обращаться к специалистам, ведь недуг может быть как психосоматическим, так и иметь вполне реальные физиологические причины.

                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-исследования на тему "Странники морей - айсберги" для детей подготовительной к школе группы

Развитие исследовательских способностей у детей. Формирование научных знаний у детей старшего дошкольного возраста о природе. Знакомство детей с айсбергами....

«Путешествие в Антарктиду или твёрдая вода и айсберги»

« День и ночь трещат морозы       От винта бежит вода…...

"Почему не тонут айсберги"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...

Конспект НОД: ««Почему айсберги не тонут?»

Исследовательская деятельность "О свойствах воды"...

«Таинственный айсберг»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Из серии проекта «Арктика и Антарктида»...

Конспект НОД . Тема:«Почему айсберги не тонут?»

Цель – обеспечить развитие познавательного интереса....