Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание?"
консультация на тему

Консультация для родителей "Какой метод эффективнее - похвала или наказание?"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoy_metod_effektivnee_-_pohvala_ili_nakazanie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Какой метод эффективнее - похвала или наказание?

Воспитание процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он немного сложней, чем процесс обучения. Успех дела во много зависит от того, какие взаимоотношения сложились в семье между ребенком и детьми.

Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.

Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело, все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.

Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в учебе, в выполнение трудовых дел.

Наказание – сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.

Какие же наказания педагогически допустимы?

1. Отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка: укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек.

2. Временное запрещение заниматься любимым делом. Например, отказаться от предлагаемой помощи, запрещение общения с любимым товарищем.

3. Отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу.

4. Метод естественных последствий (насорил – убери, разлил воду – вытри, оторвал пуговицу – пришей).

Но в практике семейного наказания некоторые родители используют и такие методы, которые наносят серьезный урон становлению детской психики.

Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.

Во – вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы: «Отдам Бабе-Яге», «Выброшу на улицу».

В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых мягких шлепков и «ласковых подзатыльников».

Вред физических наказаний, прежде всего, в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата, удовлетворяющего взрослого.

В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность - неудача преодолима. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто.

Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец, ты меня радуешь!» - эти формулы стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию.

Нам могут возразить: замечания, укоры, угрозы, наказания повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи, а тревога и боязнь гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на том, что страх - достаточный мотив для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная) обычно дает обратный эффект.

Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему. В воспитании не должно быть места необдуманным запретам.

Успехов вам, уважаемые родители!

                                                 Памятка для родителей        
                                     «Искусство наказывать и поощрять»        

1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.         

2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.         

3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны. Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.        

4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.         

5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.         


6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.         

7. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!         

8. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.


9. За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок.


10. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

11.Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем ни бывало. О старых грехах – ни слова.


12. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.


13. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

14. Наказание должно быть не нормой, а исключением.

15. Наказывайте за проступок, е не потому, что у вас плохое настроение. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».        

16. Не читайте длинных нотаций. Ведите разговор с ребенком наедине.

17. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.        

18. помните: гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.